ДЕЙСТВИЕ или
образ действий, направленные на незаконное получение чего-либо путем угроз,
насилия или злоупотребления властью. Основное значение греческого слова
ха́рпакс, переводимого как «вымогатель»,— это «вор», «грабитель» (1 Кор. 5:10). Библия неоднократно
предостерегает против стремления к нечестной прибыли,— особенно это касается
тех, кто занимает ответственное положение или обладает властью (Исх. 18:21; Прит. 1:19; 15:27).
Тем не менее во время господства Римской империи в Палестине,
сборщики налогов из иудеев часто занимались вымогательством. Их должность
предоставляла им различные возможности наживаться за счет других (что,
несомненно, было выгодно и их начальникам-римлянам). Возможно, именно это имел в
виду Иисус в своем примере о самодовольном фарисее и кающемся сборщике налогов,
когда сказал, что фарисей благодарил Бога за то, что не был вымогателем (Луки 18:11). Когда сборщики налогов
пришли к Иоанну Крестителю и спросили, что им делать, он ответил: «Не требуйте с
людей больше установленного налога» (Луки 3:13).
Богатый начальник сборщиков налогов по имени Закхей, который принял
в своем доме Иисуса, раскаялся и оставил свой неправильный путь. Он сказал:
«Тем, у кого я что-то вытребовал по ложным обвинениям, я верну вчетверо больше»
(Луки 19:2, 8). Стоит заметить, что по Закону,
если человек раскаивался и признавался в совершении подобного греха, он должен
был вернуть пострадавшему то, что отобрал, и добавить к этому 20 процентов (Лев. 6:2—5).
В Христианских
Греческих Писаниях вымогательство упоминается наряду с такими грехами, как блуд,
прелюбодеяние, идолопоклонство, жадность, воровство, пьянство, злословие и
гомосексуализм, и говорится, что занимающиеся подобными делами не войдут в
Царство Бога. В письме христианам коринфского собрания апостол Павел написал,
что некоторые из них прежде занимались этими делами, но теперь были омыты.
И хотя вне собрания христиане не могли полностью избежать общения с такими
людьми, им нужно было прекратить общение со всяким, кто занимался подобными
делами, называясь «братом», и удалить его из собрания (1 Кор. 5:9—11; 6:9—11).
То, что произошло с апостолом Павлом, когда он находился в
заключении, показывает, как христианам следует относиться к вымогательству
взяток. Римский правитель Феликс на протяжении двух лет не выпускал Павла из-под
стражи, надеясь, что тот даст ему взятку. Конечно же, Павел это понимал, но
ничего ему не дал. В конце концов на место Феликса пришел другой правитель —
Фест (Деян. 24:26, 27).
|