Правильно ли утверждение, что справедливость Иеговы смягчается
его милосердием?
Хотя такое высказывание употреблялось уже не раз, его все же лучше
избегать, поскольку оно, похоже, наводит на мысль, что справедливость Иеговы
сдерживается его милосердием, которое как бы превосходит это более жесткое
качество. Но это не так.
Еврейское слово, переведенное как «справедливость», также может
означать «суд» или «приговор». Справедливость тесно связана с праведностью.
Однако справедливость, в отличие от праведности, обычно относится к юридической
стороне дела. Хотя иногда справедливость Иеговы может требовать вынесения
заслуженного наказания, она также может предоставлять спасение достойным (Бытие 18:20—32; Исаия 56:1; Малахия 4:2). Следовательно,
справедливость Иеговы не должна рассматриваться как жесткое качество,
нуждающееся в смягчении.
Еврейское слово, переведенное как «милосердие», может относиться к
проявлению сдержанности при вынесении приговора. Оно также может подразумевать
проявление сострадания к обездоленным (Второзаконие 10:18; Луки 10:29—37).
Иегове
присущи как справедливость, так и милосердие (Исход 34:6, 7; Второзаконие 32:4; Псалом 144:9, СоП). Оба эти
качества совершенны и действуют в полной гармонии (Псалом 114:5; Осия 2:19, СоП). Они находятся
в совершенном равновесии и прекрасно дополняют друг друга. Поэтому, если
говорить, что справедливость Иеговы смягчается милосердием, то в таком случае
можно также сказать, что и его милосердие смягчается справедливостью.
Исаия пророчествовал: «Господь желает явить вам Свое милосердие, Он
медлит, Он хочет возвысить и успокоить вас. Господь справедлив» (Исаия 30:18, СоП). Слова Исаии
показывают, что не милосердие Иеговы смягчает, или сдерживает, его
справедливость, а, наоборот, справедливость побуждает Иегову к милосердию.
Иегова проявляет милосердие, потому что он справедлив и исполнен
любви.
Иаков писал: «Милосердие торжествует над судом» (Иакова 2:13б). Но если рассмотреть
контекст, то станет очевидно, что Иаков здесь говорит не об Иегове, а о
христианах, которые проявляют милосердие к нуждающимся, например к страдающим и
бедным (Иакова 1:27; 1:1—9). Когда Иегова судит таких
христиан, он учитывает их дела и милосердно прощает их на основании жертвы
своего Сына. Таким образом их милосердные поступки торжествуют над любым судом,
то есть осуждением, которому они подлежали бы, если бы не проявляли милосердия
(Притчи 14:21; Матфея 5:7; 6:12; 7:2).
Поэтому неправильно говорить, будто суд Иеговы смягчается
милосердием в том смысле, что его справедливость нуждается в смягчении. У Иеговы
оба эти качества находятся в совершенном равновесии не только друг с другом, но
и с остальными его качествами, например с любовью и мудростью.
|