«Предприятия твои совершатся»
ПСАЛМОПЕВЕЦ
Давид молился: «Создай во мне чистое сердце, о Боже, и вложи в меня новый,
непоколебимый дух. Возврати мне ликование о посылаемом тобой спасении и пробуди
во мне дух готовности» (Псалом
51:10, 12, НМ [50:12, 14]).
После согрешения с Вирсавией раскаивающийся Давид умолял Иегову Бога очистить
его сердце и вложить в него дух — то есть настроенность ума,— чтобы поступать
правильно.
Однако создает ли Иегова в нас новое сердце, вкладывая в нас новый
дух — дух готовности? Или же чистое сердце — это то, что мы сами должны
стараться приобрести и хранить? В Библии сказано: «Сердца испытывает Господь»
(Притчи 17:3; Иеремия 17:10). Но в какой мере
Иегова воздействует на то, что происходит в нашем сердце? Насколько сильно он
влияет на нашу жизнь, побуждения и поступки?
Кому принадлежат «предположения сердца»?
В Притчах 16:1а
говорится: «Человеку принадлежат предположения сердца». Ясно, что за
«предположения сердца» ответственны мы сами. Иегова не подготавливает наши
сердца каким-то чудодейственным образом и не вселяет в нас дух готовности. Нам
нужно прилагать усилия, чтобы приобретать точное знание Слова Бога, Библии,
размышлять над тем, что мы узнаем, и согласовывать свои мысли с мыслями Иеговы
(Притчи 2:10, 11).
Мольба Давида о «чистом сердце» и «новом... духе» показывает, что он
осознавал свои грешные склонности. Давид понимал, что без Божьей помощи он не
сможет очистить свое сердце. В силу несовершенства у нас может возникнуть
искушение вовлечься в «дела плоти» (Галатам 5:19—21). Поэтому, чтобы
«умертвить плотские члены... которые на земле, в отношении блуда, нечистоты,
похоти, пагубных желаний и жадности», нам нужна помощь Иеговы (Колоссянам 3:5). Как же важно молиться
Богу о том, чтобы он помог нам противостоять искушениям и удалять из сердца
грешные наклонности!
Можем ли мы влиять на «предположения сердца» других людей? В Библии
говорится: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притчи 12:18). Когда наш язык
оказывает целебное действие? Только тогда, когда «от Господа ответ
языка», то есть если мы говорим верные слова библейской истины (Притчи 16:1б).
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено»,—
сказано в Библии (Иеремия 17:9).
Наше символическое сердце склонно к самооправданию и самообману. Предостерегая от этого, древнеизраильский царь
Соломон говорит: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает
души [«оценивает дух», НМ]» (Притчи 16:2).
Себялюбие может побуждать нас оправдывать свои ошибки, скрывать
плохие наклонности и закрывать глаза на свои недостатки. Но Иегову обмануть
нельзя. Он оценивает дух. Дух человека — это преобладающая настроенность его
ума, которая тесно связана с сердцем. Во многом состояние духа зависит от того,
что происходит в нашем символическом сердце,— от наших мыслей, чувств и
побуждений. Иегова, испытывающий сердца, оценивает дух, и его суждение свободно
от пристрастия и предубеждения. Мы поступаем мудро, если оберегаем свой
дух.
«Предай Господу дела твои»
Обдумывание планов связано с работой мысли, а значит, и с
деятельностью нашего символического сердца. Делам обычно предшествуют планы. Но
будут ли успешными наши начинания? Соломон говорит: «Предай Господу дела
твои, и предприятия твои совершатся» (Притчи 16:3). Предать Иегове дела —
значит возложить на него свои надежды, уповать на него и вверить себя ему,
образно говоря, переложить свое бремя на его плечи. Псалмопевец сказал: «Предай
Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Псалом 36:5).
Однако, чтобы задуманные нами «предприятия... совершились», они
должны быть в согласии со Словом Бога. Также нам следует руководствоваться
правильными побуждениями. Мы должны молиться Иегове о помощи и поддержке и
добросовестно стараться следовать библейскому наставлению. Особенно важно
«возложить на Господа заботы», когда мы сталкиваемся с испытаниями или
трудностями, потому что «Он поддержит». Мы можем быть полностью уверенными, что
«никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Псалом 54:23).
Все сделал Иегова ради своего замысла
Почему еще хорошо «предать» Иегове свои дела? Мудрый царь говорит:
«Все сделал Господь ради Себя», или ради своего замысла (Притчи 16:4а). Творец Вселенной — это
Бог, у которого есть замысел. Если мы «предаем» ему свои дела, наша жизнь
наполняется стоящим, осмысленным трудом, в котором нет пустоты и разочарования.
Намерение Иеговы относительно земли и людей — вечно (Эфесянам 3:11). Он образовал землю и
создал ее «для жительства» (Исаия
45:18). То, что он изначально замыслил для людей на земле, обязательно
исполнится (Бытие 1:28). Жизнь,
посвященная истинному Богу, будет длиться бесконечно и всегда будет наполнена
смыслом.
Иегова «даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Притчи 16:4б). Бог не создавал нечестивых, потому что «совершенны дела Его» (Второзаконие 32:4). Однако он
позволяет им появляться и существовать, пока не сочтет нужным исполнить над ними
свой приговор. Вот что, к примеру, Иегова сказал египетскому фараону: «Для того
Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое
по всей земле» (Исход 9:16).
Десять казней и гибель фараона и его войск в Красном море — выдающийся пример
того, как Бог явил свою непревзойденную мощь.
К тому же Иегова может повлиять на обстоятельства так, что
нечестивые, сами того не зная, будут служить его целям. Псалмопевец сказал:
«Гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (Псалом 75:11). Иегова может позволить
врагам изливать ярость на его служителей — но только в той мере, в которой
нужно, чтобы вразумить и научить свой народ.
Иегова поддерживает своих смиренных служителей. А как он смотрит на
надменных и гордых? Израильский царь говорит: «Гордый сердцем отвратителен
для Иеговы. Хотя он заручается поддержкой, он не останется без наказания»
(Притчи 16:5, НМ). Хотя «гордые
сердцем» могут объединяться и поддерживать друг друга, они не избегут наказания.
Мы поступаем мудро, если развиваем смиренный дух, независимо от своих знаний,
способностей или почетных обязанностей в служении.
Рожденные в грехе, мы склонны ошибаться (Римлянам 3:23; 5:12). Что поможет нам не задумывать
предприятий, которые приведут на путь греха? В Притчах говорится: «Любящей
добротой и истиной искупается грех, и в страхе перед Иеговой человек удаляется
от зла» (Притчи 16:6, НМ).
Движимый любящей добротой и истиной, Иегова искупает наши грехи, а от совершения
грехов нас удерживает страх перед ним. Как же важно развивать не только любовь к
Богу и благодарность за его любящую доброту, но и страх вызвать его
неодобрение!
Страх перед Богом наполняет наше сердце, если мы развиваем почтение
и уважение к его внушающей благоговение силе. Только подумай о могуществе Бога,
явленном в творении! Напоминание о том, как в делах рук Создателя проявляется
его сила, помогло патриарху Иову исправить мышление (Иов 42:1—6). Не происходит ли с нами
то же самое, когда мы читаем в Библии о том, как Иегова обращался со своим
народом, и размышляем над этим? Псалмопевец сказал: «Придите и воззрите на дела
Бога, страшного в делах над сынами человеческими» (Псалом 65:5). Любящую доброту Иеговы
нельзя воспринимать как должное. Когда израильтяне «возмутились и огорчили
Святого Духа Его», «Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Исаия 63:10). И напротив, «когда
Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Притчи 16:7). Какой же защитой служит
страх перед Иеговой!
«Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с
неправдою»,— говорит мудрый царь (Притчи 16:8). В Притчах 15:16 сказано: «Лучше
немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога».
Несомненно, чтобы оставаться на пути праведности, нам необходим благоговейный
страх перед Богом.
«Сердце человека обдумывает свой путь»
Человек был создан со свободой воли и может выбирать между добром и
злом (Второзаконие 30:19, 20).
Наше символическое сердце способно рассматривать варианты решений и выбирать
один или несколько из них. Давая понять, что мы сами должны принимать решения,
Соломон говорит: «Сердце человека обдумывает свой путь». И когда человек
принял решение, «Господь управляет
шествием его» (Притчи 16:9).
Поскольку Иегова может управлять нашей жизнью, мы поступаем мудро, если ищем у
него помощи, чтобы наши «предприятия... совершились».
Как мы уже отметили, наше сердце лукаво и склонно к обманчивым
рассуждениям. Например, бывает так, что человек совершает грех, а его сердце
ищет оправдания. Вместо того чтобы оставить путь греха, такой человек, возможно,
рассуждает, что Бог — любящий, добрый, милосердный и прощающий. В своем сердце
он говорит: «Забыл Бог, закрыл лицо Свое, не увидит никогда» (Псалом 9:32). Однако злоупотреблять
Божьим милосердием неправильно и опасно.
«Верные весы и весовые чаши — от Господа»
Если раньше Соломон говорил о людях вообще, теперь он обращает
внимание на поступки и сердце царя: «В устах царя — слово вдохновенное; уста
его не должны погрешать на суде» (Притчи 16:10). Это, несомненно, можно
сказать о возведенном на престол Царе Иисусе Христе. Он будет править землей в
согласии с Божьей волей.
Называя источник праведности и справедливости, мудрый царь говорит:
«Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме» (Притчи 16:11). Верные весы и весовые
чаши предоставил Иегова. Не царь по своему усмотрению устанавливает такие
стандартные меры. Когда Иисус был на земле, он сказал: «Я ничего не могу делать
сам от себя; как слышу, так и сужу, и суд мой праведен, потому что я ищу не
своей воли, но воли пославшего меня». Мы можем ожидать совершенной
справедливости от Сына, которому Отец передал «весь суд» (Иоанна 5:22, 30).
Чего еще мы можем ожидать от царя, который служит представителем
Иеговы? «Мерзость для царей — дело беззаконное,— говорит израильский
царь,— потому что правдою [«праведностью», НМ] утверждается престол» (Притчи 16:12). Мессианское Царство
руководствуется Божьими праведными принципами. Близ него никогда не станет
«седалище губителей» (Псалом
93:20; Иоанна 18:36; 1 Иоанна 5:19).
Как обрести благоволение царя
А что ожидается от подданных величественного царя? Соломон говорит:
«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. Царский гнев —
вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его» (Притчи 16:13, 14). Служители Иеговы
сегодня внимают этим словам — они заняты делом проповеди о Царстве и подготовкой
учеников (Матфея 24:14; 28:19, 20). Они знают, что в таком
случае их уста приятны Мессианскому Царю, Иисусу Христу. Стараться умилостивить
влиятельного земного царя и искать его благосклонности было действительно мудро.
Насколько же мудрее искать одобрения Мессианского Царя!
«В светлом
взоре царя — жизнь,— продолжает Соломон,— и благоволение его — как облако
с поздним дождем» (Притчи
16:15). Под «светлым взором царя» подразумевается его благосклонность, точно
так же и «свет лица» Иеговы означает Божью благосклонность (Псалом 43:4; 88:16). Как облака предвещают дождь,
а с ним и хороший урожай, так и благоволение царя — признак грядущих благ. Жизнь
под правлением Мессианского Царя будет наполнена счастьем, радостью и
процветанием в гораздо большем масштабе, чем при царе Соломоне (Псалом 71:1—17).
Ожидая
времени, когда Царство Бога возьмет власть в свои руки над всяким делом под
солнцем, давайте искать Божьей поддержки, чтобы очищать свое сердце. Давайте
уповать на Иегову и развивать страх перед ним. Так мы сможем быть полностью
уверенными в том, что наши «предприятия... совершатся» (Притчи 16:3).
В каком смысле Иегова «нечестивого блюдет на день
бедствия»?
|