ЗАКОН
Под «законом» может подразумеваться «постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 208). В библейском смысле «закон» может обозначать божественную заповедь или откровение Божьей воли, а также совокупность Божьих заповедей или откровений. Под «законом» также может подразумеваться норма, регулирующая образ жизни и поведение, особенно если она отражает волю Бога, голос совести или врожденное чувство справедливости.
В Еврейских Писаниях словом «закон» в основном переводится еврейское слово тора́, родственное глаголу йара́, означающему «направлять; учить; наставлять». Иногда словом «закон» переводится арамейское слово дат (Дан 6:5, 8, 15). В некоторых переводах Библии словом «закон» также передаются слова мишпа́т (озн. «судебное решение; суд») и мицва́ (озн. «заповедь»). В Греческих Писаниях как «закон» переведено слово но́мос, которое происходит от глагола не́мо (озн. «раздавать; распределять»).
Иегова Бог — Великий Законодатель (Иса 33:22), Владыка, наделяющий полномочиями других (Пс 73:28; Иер 50:25; Лк 2:29; Де 4:24; Отк 6:10). Без его позволения или допущения не может осуществляться никакая власть (Рм 13:1; Дан 4:35; Де 17:24—31). Его престол утвержден на праведности и правосудии (Пс 97:1, 2). Ясно выраженная воля Бога становится законом для его созданий. (См. СУДЕБНОЕ ДЕЛО.)
Закону подвластны ангелы. Ангелы, положение которых выше людей, подвластны закону и заповедям Бога (Евр 1:7, 14; Пс 104:4). Даже своему противнику Сатане Иегова запретил переступать определенную черту (Иов 1:12; 2:6). Архангел Михаил показал, что признаёт и уважает положение Иеговы как Верховного Судьи, сказав в споре с Дьяволом: «Пусть Иегова осудит тебя» (Иуды 9; ср. Зх 3:2). Иегова Бог подчинил всех ангелов власти прославленного Иисуса Христа (Евр 1:6; 1Пт 3:22; Мф 13:41; 25:31; Фп 2:9—11). Так, по повелению Иисуса ангел-вестник был послан Иоанну (Отк 1:1). Однако, как сказал апостол Павел в 1 Коринфянам 6:3, судить ангелов уполномочены духовные братья Христа. Очевидно, это означает, что они каким-то образом будут участвовать в совершении суда над злыми духами.
Законы, управляющие творениями Бога. Одно из значений слова «закон» — «повторяющееся отношение между явлениями в природе» (Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003. С. 524). Как Создатель всего, что на небе и на земле (Де 4:24; Отк 4:11), Иегова установил законы, управляющие всем, что он создал. В Иове 38:10 говорится о «предписаниях» для моря, в Иове 38:12 упоминается «повеление утру», а в Иове 38:31—33 обращается внимание на созвездия и на «уставы небес». В той же главе сообщается, что Бог управляет светом, снегом, градом, облаками, дождем, росой и молнией. Из глав 39—41 видно, что Бог заботится о животных и что рождение, жизненные циклы и повадки животных обязаны постановлениям, установленным Богом, а не «адаптации» как результату эволюции. При создании различных форм жизни Бог установил закон, по которому все создания размножаются «по своему роду», что исключает эволюционные процессы (Бт 1:11, 12, 21, 24, 25). У человека тоже рождаются дети «по его подобию, по его образу» (Бт 5:3). В Псалме 139:13—16 описывается развитие зародыша в утробе и говорится, что все его части записаны в «книге» Иеговы еще до их появления. В Иове 26:7 сказано, что Иегова «повесил землю ни на чем». По мнению современных ученых, Земля удерживается на месте главным образом благодаря закону всемирного тяготения и центробежной силе.
Закон, данный Адаму. В саду Эдем Адам и Ева получили от Бога указания, касающиеся их обязанностей. Они должны были: 1) наполнять землю, 2) возделывать ее и 3) господствовать над всеми живыми творениями, что на земле, в море и в воздухе (Бт 1:28). Первым людям были даны законы, которые позволяли им употреблять в пищу растения, дающие семена, и плоды деревьев (Бт 1:29; 2:16). Однако Адам также получил заповедь, запрещавшую есть с дерева познания добра и зла (Бт 2:17); об этой заповеди он сообщил Еве (Бт 3:2, 3). Адам нарушил ясно изложенный закон, о чем в Библии говорится как о «преступлении» и о «проступке» (Рм 5:14, 17; 4:15).
Законы, данные Ною, и патриархальный закон. Ною были даны повеления относительно строительства ковчега и спасения его семьи (Бт 6:22). После Потопа он получил законы, которые позволяли употреблять в пищу мясо, подчеркивали святость жизни и, соответственно, крови (в которой жизнь), запрещали есть кровь, осуждали убийство и предусматривали смертную казнь за это преступление (Бт 9:3—6).
Патриарх был главой семьи и правителем. Иегова представлен как Великий Глава семьи, или Патриарх, «Отец, которому всякая семья на небе и на земле обязана своим именем» (Эф 3:14, 15). К выдающимся патриархам относятся Ной, Авраам, Исаак и Иаков. С ними у Иеговы были особые отношения. Аврааму было велено сделать всем домашним мужского пола обрезание — знак соглашения, которое Иегова с ним заключил (Бт 17:11, 12). Авраам соблюдал «заповеди, постановления и законы» Иеговы. Он знал, как Иегова хранит праведность и вершит суд, и повелел своим домашним держаться Божьего пути (Бт 26:4, 5; 18:19).
Законы, которыми руководствовались патриархи, были в целом понятны народам того времени и частично отражены в их законах; все эти народы произошли от трех сыновей патриарха Ноя. Так, египетский фараон знал, что неправильно брать жену другого человека (Бт 12:14—20); это понимали и цари филистимлян, как видно из случаев с Саррой и Ревеккой (Бт 20:2—6; 26:7—11).
В дни Моисея израильтяне были рабами в Египте. При Иакове они по своей воле пришли в Египет, но после смерти Иосифа, второго правителя в стране, оказались в рабстве. Они не были проданы в рабство за плату. В согласии с патриархальным законом о выкупе и о преимуществах первенца Иегова через Моисея и Аарона сказал фараону: «Израиль — мой сын, мой первенец. И я говорю тебе: отпусти моего сына, чтобы он служил мне. А если не отпустишь его, я убью твоего сына, твоего первенца» (Исх 4:22, 23). За освобождение израильтян не нужно было платить выкупную цену, и Египет ничего не получил. А когда израильтяне уходили от своих поработителей, египтян, «Иегова даровал народу благосклонность в глазах египтян, и те дали им то, что они просили». «Так они обобрали египтян» (Исх 3:21; 12:36). Они пришли в страну с позволения фараона, не как военнопленные, которые должны стать рабами, но как свободный народ. Их порабощение было несправедливым, поэтому Иегова, очевидно, позаботился о том, чтобы они получили плату за свой труд.
Если член семьи нарушал закон, ответственность за это несла вся семья. Семью представлял ее глава, или патриарх; вина за проступки его домашних лежала на нем, и ожидалось, что он накажет нарушителей (Бт 31:30—32).
Брак и право первородства. У родителей была власть устраивать брак своих сыновей и дочерей (Бт 24:1—4). Было принято платить выкуп за невесту (Бт 34:11, 12). Среди служителей Иеговы брак с идолопоклонниками рассматривался как непослушание и шел вразрез с интересами семьи (Бт 26:34, 35; 27:46; 28:1, 6—9).
Право первородства наследовал первенец, который получал двойную долю имущества. Однако отец, глава семьи, мог передать это право другому сыну (Бт 48:22; 1Лт 5:1). После смерти отца патриархом обычно становился старший сын. Вступая в брак, сыновья создавали собственные семьи, главой в которых был не отец, а они сами.
Нравственность. Блуд считался позором и влек за собой наказание, особенно если его совершали обрученные или женатые люди (в таком случае это было прелюбодеяние) (Бт 38:24—26; 34:7). Если человек умирал, не оставив после себя сына, то заключался левиратный брак. Взять в жены вдову был обязан брат умершего, а родившийся у них первенец наследовал имущество умершего и сохранял его имя (Вт 25:5, 6; Бт 38:6—26).
Имущество. По-видимому, в большинстве случаев ни у кого не было собственного имущества, за исключением некоторых личных вещей; все стада, предметы обихода и тому подобное принадлежали семье (Бт 31:14—16).
На основании исторических свидетельств некоторые ученые считают, что при покупке земельного участка покупателю показывали участок с места, откуда он мог его хорошо видеть, и обозначали его точные границы. Говоря: «Я вижу», покупатель юридически подтверждал сделку. Когда Иегова пообещал Аврааму, что тот овладеет землей Ханаан, ему сначала было велено посмотреть на С., на Ю., на В. и на З. Авраам не сказал «Я вижу», возможно, потому, что Бог пообещал отдать Обетованную землю его потомству, и причем позднее (Бт 13:14, 15). Моисею, как законному представителю Израиля, было сказано посмотреть на землю. Если вышеупомянутая точка зрения верна, то это могло означать, что земля переходит в законное владение к израильтянам; они должны были овладеть ею под предводительством Иисуса Навина (Вт 3:27, 28; 34:4; см. также Мф 4:8, где Сатана предлагает Иисусу власть). Когда человек проходил землю вдоль и поперек или входил в нее, чтобы овладеть ею, его действия, очевидно, имели подобную законную силу (Бт 13:17; 28:13). В некоторых древних документах количество деревьев на участке земли указывалось при каждом акте продажи имущества. (Ср. Бт 23:17, 18.)
Опека и попечительство. Когда кто-то обещал охранять человека, животное или вещь, на него возлагалась ответственность (Бт 30:31). Как первенец Иакова, Рувим нес ответственность за исчезновение Иосифа (Бт 37:21, 22, 29, 30). Попечитель должен был надлежащим образом заботиться о том, что ему было вверено. Он возмещал ущерб, если животные были украдены, однако если они умерли или пропали вследствие независящих от него обстоятельств, например были похищены вооруженной бандой, то с него ничего не требовали. Если животное растерзал дикий зверь, нужно было предъявить доказательство, чтобы снять с себя ответственность (Бт 37:12—30, 32, 33; Исх 22:10—13).
Рабство. Человек мог быть продан в рабство или стать рабом при рождении, если его родители были рабами (Бт 17:12, 27). В патриархальном обществе раб мог занимать почетное положение, как в случае с Елиезером, слугой Авраама (Бт 15:2; 24:1—4).
Закон Бога для Израиля — Моисеев закон. В 1513 г. до н. э. в Синайской пустыне Иегова дал Израилю Закон, использовав Моисея как посредника. Когда Иегова давал Закон у горы Хорив, он внушающим благоговение образом проявил свою силу (Исх 19:16—19; 20:18—21; Евр 12:18—21, 25, 26). Соглашение было введено в действие пролитием крови быков и козлов. Народ принес мирные жертвы, затем ему прочитали книгу соглашения, и он пообещал послушно исполнять все сказанное Иеговой. Многие ранние патриархальные законы нашли отражение в Законе, данном через Моисея (Исх 24:3—8; Евр 9:15—21; см. СОГЛАШЕНИЕ).
Первые пять книг Библии (от Бытия до Второзакония) часто называются «Законом». Иногда под «Законом» подразумеваются все боговдохновенные Еврейские Писания. Однако чаще всего иудеи делили Еврейские Писания на три раздела — «закон Моисея», «Пророки» и «Псалмы» (Лк 24:44). Повеления, которые передавались через пророков, считались обязательными для Израиля.
Закон указывал на Иегову как на абсолютного Владыку, а также как на Царя в особом смысле. Поскольку Иегова был и Богом, и Царем Израиля, неповиновение Закону рассматривалось как религиозное и государственное преступление — оскорбление Главы Государства, Царя Иеговы. О Давиде, Соломоне и их преемниках, которые правили в Иуде, говорится, что они сидели на «престоле Иеговы» (1Лт 29:23). Цари и правители в Израиле были обязаны подчиняться Закону, и, когда они злоупотребляли властью, они становились нарушителями Закона, несшими ответственность перед Богом (1См 15:22, 23). Царство и священство были разделены; таким образом вся власть не находилась в руках кого-то одного и народ был защищен от тирании. Все это напоминало израильтянам, что их Бог и истинный Царь — Иегова. Закон определял, какими должны быть отношения человека с Богом и с ближним, и каждый мог приближаться к Богу через священство.
Закон открыл перед израильтянами возможность стать «царством священников и святым народом» (Исх 19:5, 6). Закон требовал исключительной преданности Иегове и строго запрещал любую связь с другими религиями, в нем также содержались постановления о религиозной чистоте и о пище. Таким образом он был «стеной», отделявшей Израиль от других народов (Эф 2:14). Для иудея было практически невозможно войти в шатер или дом язычника или есть с язычниками и не стать при этом нечистым в религиозном смысле. Когда Иисус был на земле, считалось, что иудей становился нечистым, даже если он просто вошел в дом язычника (Ин 18:28; Де 10:28). Благодаря Закону сохранялась святость жизни, а также честь и достоинство семьи, брака, человека. Кроме того, религиозная отделенность, возможная благодаря соглашению Закона, содействовала здоровью израильтян и защищала их от болезней, распространенных среди соседних народов. Повиновение законам, касавшимся нравственной чистоты, санитарии и пищи, несомненно, способствовало благополучию народа.
Однако истинное предназначение Закона, как объяснял апостол Павел, заключалось в том, чтобы «сделать очевидными преступления, пока не придет потомок». Он был «воспитателем, ведущим к Христу». Он указывал на Христа как на свою цель («конец Закона — Христос»). Он показывал, что все люди, в том числе иудеи, находятся под грехом и что жизнь невозможно обрести благодаря «делам закона» (Гл 3:19—24; Рм 3:20; 10:4). Закон был «духовен», то есть был от Бога, и «свят» (Рм 7:12, 14). В Эфесянам 2:15 он назван «Законом заповедей, состоявшим из постановлений». Он был мерилом совершенства — он указывал на того, кто мог его соблюдать, как на совершенного и достойного жизни (Лв 18:5; Гл 3:12). Поскольку несовершенные люди не могли соблюдать Закон, он показывал, что «все согрешили и лишены славы Бога» (Рм 3:23). Полностью соблюдать его мог только Иисус Христос (Ин 8:46; Евр 7:26).
Закон также служил «тенью грядущих благ», и различные его грани представляли собой «символические образы», на которые часто ссылались Иисус и его апостолы, чтобы объяснить небесное и то, что относилось к христианскому вероучению и поведению. Поэтому христианам необходимо исследовать Закон (Евр 10:1; 9:23).
Иисус сказал, что весь Закон держится на двух заповедях — любить Бога и любить ближнего (Мф 22:35—40). Стоит отметить, что в книге Второзаконие (где Закон был изложен с учетом новых обстоятельств, в которых окажется Израиль, поселившись в Обетованной земле) еврейские слова со значением «любить», «любящий» и так далее встречаются более 20 раз.
Десять слов (Исх 34:28), или Десять заповедей, были основой Закона, но они были дополнены примерно 600 другими законами — все они в равной мере были обязательными для израильтян (Иак 2:10). Первые четыре из Десяти заповедей определяли отношения человека с Богом, пятая — с Богом и с родителями, а последние пять — с ближним. По-видимому, порядок, в котором перечисляются эти последние пять, отражает степень вреда, причиняемого ближнему. Это убийство, прелюбодеяние, воровство, ложное свидетельство и эгоистичное желание чужого. Десятая заповедь отличает Закон от законов всех других народов тем, что она запрещает эгоистично желать чужого. За соблюдением этой заповеди мог следить только Бог. Нарушение именно этой заповеди вело к нарушению всех остальных (Исх 20:2—17; Вт 5:6—21; ср. Эф 5:5; Кл 3:5; Иак 1:14, 15; 1Ин 2:15—17).
Закон содержал множество принципов и общих правил. Судьям давалась некоторая свобода, чтобы проводить расследование, учитывать мотивы и настрой правонарушителей и принимать во внимание обстоятельства, относящиеся к нарушению закона. Того, кто сознательно нарушал закон, проявлял дерзкий настрой и не раскаивался, наказывали в полной мере (Чс 15:30, 31). В других случаях наказание можно было смягчить. Например, если убийцу непременно предавали смерти, то к тому, кто неумышленно лишил человека жизни, могли проявить милосердие (Чс 35:15, 16). Владельца быка, который не раз бодался и который убил человека, могли предать смерти, или же судьи могли потребовать с него выкуп (Исх 21:29—32). Отличие между тем, кто намеренно что-то украл, и тем, кто совершил проступок, но добровольно признал свою вину, очевидно, объясняет, почему наказание, предписанное в Исходе 22:7 и Левите 6:1—7, было разным.
Закон совести. Согласно Библии, этот закон написан у людей в сердцах. Люди, которые не находятся под конкретным законом от Бога, каким был, например, Моисеев закон, «сами себе закон», так как благодаря совести «в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Рм 2:14, 15). Как свидетельствуют многие справедливые законы языческих народов, у людей есть совесть, которой Бог изначально наделил Адама и которую унаследовал Ной и все его потомки. (См. СОВЕСТЬ.)
В 1 Коринфянам 8:7 апостол Павел говорит, что отсутствие точных знаний делает совесть слабой. Совесть может быть хорошим или плохим советчиком, в зависимости от знаний человека и от того, чему он научен (1Тм 1:5; Евр 5:14). Совесть может оскверниться и, следовательно, ввести человека в заблуждение (Тит 1:15). Если постоянно поступать вопреки совести, она может потерять чувствительность, подобно огрубевшей коже, и уже не будет надежным советчиком (1Тм 4:1, 2).
«Закон Христа». Павел писал: «Носите бремена друг друга и так исполняйте закон Христа» (Гл 6:2). Хотя в Пятидесятницу 33 г. н. э. соглашение Закона было упразднено (а «с изменением священства возникает необходимость изменить и закон» [Евр 7:12]), христиане находятся «под законом перед Христом» (1Кр 9:21). Этот закон называется «совершенным законом свободы», «законом свободного народа» и «законом веры» (Иак 1:25; 2:12; Рм 3:27). Появление этого нового закона Бог предсказал через пророка Иеремию: он сообщил о новом соглашении и о том, что его закон будет написан на сердцах его служителей (Иер 31:31—34; Евр 8:6—13).
Моисей был посредником соглашения Закона, а Иисус Христос — посредник нового соглашения. Однако если Моисей написал Закон в виде свода постановлений, то Иисус закон не писал. Он говорил о нем и вкладывал его в умы и сердца своих учеников. Его ученики тоже не изложили законы для христиан в виде единого свода, в котором они были бы сгруппированы по темам. Тем не менее в Христианских Греческих Писаниях есть много законов, заповедей и постановлений, которые христиане обязаны соблюдать (Отк 14:12; 1Ин 5:2, 3; 4:21; 3:22—24; 2Ин 4—6; Ин 13:34, 35; 14:15; 15:14).
Иисус повелел своим ученикам проповедовать «благую весть о царстве». Его заповедь записана в Матфея 10:1—42, а также в Луки 9:1—6 и 10:1—12. В Матфея 28:18—20 ученикам Иисуса была дана новая заповедь — идти не только к иудеям, но и к людям из всех народов, подготавливать учеников и крестить их новым крещением «во имя Отца, Сына и святого духа», уча их соблюдать все, что он им повелел. Значит, Иисус, данной ему Богом властью, учил новым заповедям, когда находился на земле (Де 1:1, 2), а также после своего вознесения (Де 9:5, 6; Отк 1:1—3). Вся книга Откровение состоит из пророчеств, заповедей, увещаний и наставлений христианскому собранию.
«Закон Христа» затрагивает все области жизни и служения христиан. Божий дух помогает христианам следовать заповедям, и закон их оправдывает, так как это «закон духа, дающего жизнь в единстве с Христом Иисусом» (Рм 8:2, 4).
«Закон Бога». Апостол Павел говорит о двух факторах, влияющих на борьбу, которую ведет христианин,— с одной стороны это «закон Бога», или «закон духа, дающего жизнь», а с другой стороны «закон греха», или «закон греха и смерти». Описывая эту борьбу, Павел говорит, что падшая плоть, находящаяся во власти греха, порабощена «законом греха». «Помышления плотские означают смерть», но «Бог, чтобы покончить с грехом, послал своего Сына в подобии грешной плоти и так осудил грех в плоти». С помощью Божьего духа христианин может победить в этой борьбе и в итоге обрести жизнь, проявляя веру в Христа, убивая дела тела и живя в согласии с руководством духа (Рм 7:21—8:13).
«Закон греха и смерти». Апостол Павел рассуждает, что из-за греха Адама, прародителя человечества, «смерть царствовала» от Адама до Моисея (когда был дан Закон) и что Закон сделал очевидными преступления, вменив людям в вину грех (Рм 5:12—14; Гл 3:19). Это царствование, или закон греха, влияет на несовершенную плоть, властвует над ней, побуждая ее нарушать закон Бога (Рм 7:23; Бт 8:21). Грех ведет к смерти (Рм 6:23; 1Кр 15:56). Моисеев закон не мог положить конец царствованию греха и смерти, но благодаря незаслуженной доброте Бога через Иисуса Христа стали возможными освобождение и победа (Рм 5:20, 21; 6:14; 7:8, 9, 24, 25).
«Закон веры». «Закон веры» противопоставляется «закону дел». Человек не может достичь праведности своими делами или делами Моисеева закона, ведь праведность — это не плата за дела, она происходит от веры в Иисуса Христа (Рм 3:27, 28; 4:4, 5; 9:30—32). Однако Иаков показывает, что такая вера сопровождается делами, к которым она побуждает и которые находятся в согласии с ней (Иак 2:17—26).
Закон мужа. Замужняя женщина находится под «законом своего мужа» (Рм 7:2; 1Кр 7:39). Принцип главенства мужа применяется во всей организации Бога и давно действует как среди поклонников Бога, так и среди других людей. Бог является мужем «женщины», «вышнего Иерусалима» (Гл 4:26, 31; Отк 12:1, 4—6, 13—17). Отношения еврейского народа с Иеговой были подобны отношениям между женой и мужем (Иса 54:5, 6; Иер 31:32).
Согласно патриархальному закону, муж был бесспорным главой семьи, и жена ему подчинялась, хотя и могла высказывать свое мнение и что-то предлагать, оставляя при этом решение за мужем (Бт 21:8—14). Сарра называла Авраама «господином» (Бт 18:12; 1Пт 3:5, 6). Женщины носили головной убор в знак подчинения мужу, своему главе (Бт 24:65; 1Кр 11:5).
Жена подчинялась своему мужу и по Закону, данному Израилю. Муж мог оставлять в силе или отменять ее обеты (Чс 30:6—16). Она не обладала правом наследования, и в случае смерти мужа близкий родственник должен был выкупить ее вместе с наследством (Рф 4:5, 9—11). Она не могла развестись с мужем, но он имел право развестись с ней (Вт 24:1—4).
В христианском собрании женщина должна признавать положение мужчины и не пытаться его занять. Апостол Павел говорит, что замужняя женщина находится под законом своего мужа, пока он жив, однако его смерть освобождает ее от этого закона, поэтому она не считается прелюбодейкой, если снова выходит замуж (Рм 7:2, 3; 1Кр 7:39).
«Царский закон». Подобно царю среди людей, «царский закон» по праву занимает важное и почетное место среди других законов, регулирующих отношения между людьми (Иак 2:8). Суть соглашения Закона сводилась к любви, а заповедь «Люби своего ближнего, как самого себя» (царский закон) была второй из двух заповедей, на которых держался весь Закон и Пророки (Мф 22:37—40). Хотя христиане не состоят в соглашении Закона, они в согласии с новым соглашением обязаны подчиняться закону Царя Иеговы и его Сына, Царя Иисуса Христа.
|