Возможно ли по-настоящему объединить людей?
КАКИМИ бы ни были ваши убеждения, вы, возможно, согласитесь, что почти во всех религиях найдутся люди, любящие истину. Среди индуистов, католиков, иудаистов и представителей других религий есть те, кто искренне ценит правду и стремится к ней. Но похоже, что религия лишь разобщает людей. Иногда она даже используется в корыстных целях. Достижимо ли единство среди людей всех вероисповеданий, искренне любящих истину и праведность? Могут ли их объединить общие цели?
Как печально, что религия все чаще становится причиной вражды и разделений! Вот некоторые примеры. Индуисты воевали с буддистами на Шри-Ланке. Протестанты, католики и иудаисты проливали кровь в различных войнах и конфликтах. «Христиане» сражались с мусульманами в Боснии, Чечне, Индонезии и в Косово. А в марте 2000 года в военном столкновении, спровоцированном религиозной рознью, в течение двух дней погибло 300 нигерийцев. Религиозная ненависть лишь подливает масла в огонь жестокости и насилия.
Искренних людей часто ужасает зло, совершенное во имя религии. Например, многих верующих возмущает то, что их церковь попустительствует священникам, которые растлевают детей. Других верующих приводят в замешательство споры, ведущиеся во многих сектах так называемого христианства, относительно гомосексуализма и абортов. Ясно, что религия не смогла объединить мир. И все же, как показывают следующие примеры, во многих вероисповеданиях есть ревнители истины.
Фиделия была ревностной католичкой, которая посещала церковь Сан-Франциско в Ла-Пасе (Боливия). Она падала ниц перед образом Марии и ставила у распятия самые дорогие свечи, какие только могла себе позволить купить. Каждую неделю она приносила много еды священникам на раздачу бедным. И все же пятеро детей Фиделии умерли до того, как их успели покрестить. Священник сказал ей, что они не в раю, а между раем и адом, и там они страдают. Фиделия поразилась: «Если Бог милосерден, то как же такое возможно?»
Тара, врач из Катманду (Непал), воспитывалась в индуистской семье. Следуя вековым традициям предков, она поклонялась богам в индуистском храме и держала дома идолов. Но Таре не давали покоя вопросы: почему на свете так много страданий? Почему люди умирают? В своей религии она не находила убедительных ответов на эти вопросы.
Паня воспитывался в буддистской семье, жившей в Бангкоке (Таиланд), в доме на берегу канала. Его учили, что страдания — это плата за грехи, совершенные в прошлой жизни, и избавиться от страданий можно лишь отрешившись от всех желаний. Как и прочим искренним буддистам, ему привили глубокое уважение к мудрости монахов в желтых тогах, каждый день с утра приходящих к людям просить подаяния. Он занимался медитацией и коллекционировал изображения Будды, которые, как он считал, приносят защиту. Однажды он попал в серьезную катастрофу, после чего его нижнюю часть тела парализовало. Паня стал посещать буддийские монастыри, искренне надеясь на чудесное исцеление. Но ни физического, ни духовного исцеления он не получил. Вместо этого он вовлекся в спиритизм.
Вирджил родился в Соединенных Штатах. В колледже он примкнул к Черным мусульманам. Он ревностно распространял их литературу, в которой говорилось, что белый человек — Дьявол. Именно поэтому, по мнению Черных мусульман, белые совершили так много жестокостей по отношению к чернокожим. Хотя Вирджил искренне верил во все это, его волновали вопросы: разве могут все белые быть плохими? И почему в церковной проповеди постоянно говорят о деньгах?
Хотя Чаро и выросла в Южной Америке, где в основном исповедуют католицизм, она была ревностной протестанткой. Она гордилась тем, что не участвовала в столь распространенном в ее стране идолопоклонстве. Чаро нравилось каждое воскресенье ходить в церковь. Громко выкрикивая «Аллилуйя!» во время богослужения, она чувствовала большой эмоциональный подъем. Затем все пели религиозные песни и танцевали. Чаро искренне верила, что спасена и рождена снова. Она платила десятину церкви, и, когда ее любимый телевизионный евангелист просил пожертвований, она посылала ему деньги для детей в Африке. Но однажды, спросив своего пастора, почему милосердный Бог мучит души в аду, она увидела, что он не может дать ей убедительного ответа. Потом она узнала, что ее пожертвования не были переданы африканским детям.
Этих пятерых людей, таких разных, все же объединяло одно: любовь к истине и искреннее желание найти правдивые ответы на свои вопросы. Могли ли эти люди стать единоверцами? Следующая статья отвечает на этот вопрос.
Возможно ли истинное единство для представителей разных стран и культур?
|