Воздействие предрассудков
Исследователь попросил одного человека высказать свое мнение об определенной этнической группе. «Они своенравны и вспыльчивы, — ответил он, — это у них в крови».
«Знакомы ли Вы лично с кем-нибудь из этой группы», — спросили его.
«Да, я знаю одного. Он был старшим нашего класса в средней школе».
«Соответствовал ли этот „старший класса“ Вашим представлениям об этой группе?»
«Нет, — признался он, — он был уравновешенным и любезным».
«Тогда „своенравие и вспыльчивость“, на самом деле, не могли быть „в его крови“, не правда ли?»
Промолчав на минутку, человек ответил: «Он был исключением».
ПРЕДРАССУДОК — это суждение о других, принятое заранее, без объективного испытания. Таким образом совершенно незнакомое лицо суммарно объявляется «ленивым», «неискренним» или «опасным», без всякого доказательства, лишь на основании предвзятого мнения. Это так, потому что пристрастный человек смотрит не на отдельных лиц, а на группы. На его взгляд, члены одной этнической группы «все одинаковы», они клоны, не имеющие индивидуальной личности. И, как показывает приведенный выше пример, пристрастный человек часто защищает свои предрассудки до последнего, даже если факты доказывают ошибочность его мнения. Как замечается в журнале Psychology Today, пристрастные люди «склонны замечать и запоминать такие черты человека, которые, по-видимому, совпадают с шаблоном, и в то же время они противятся доказательствам, идущим вразрез с шаблоном».
Предрассудки образуют заколдованный круг. Люди, получающие отрицательную оценку, часто теряют чувство собственного достоинства и в результате действительно оправдывают ничтожные ожидания. Может случиться и то, о чем говорит Библия вЕкклесиаст 7:7: «Притеснение может заставить мудрого действовать безумно» (НМ). Жертв притеснения может охватить чувство злобы. Они могут сделаться такими чувствительными к предрассудкам, что иной раз они реагируют щепетильно и видят предрассудки там, где их на самом деле нет. Всякий человек иной расы рассматривается или с чрезмерным подозрением, или видят в нем возможного врага. Итак, монополия на нетерпимость не принадлежит какой-нибудь одной расе или национальности.
Когда предрассудки овладевают мышлением человека, это может неожиданно привести к тому, что он испытывает неприязнь чуть ли не ко всем этническим группам. Однажды некоторых студентов колледжа попросили высказать свое мнение о 35 нациях и расах. Однако в этом числе были включены 3 вымышленные группы («даниерийцы», «пиренийцы» и «воллоняне»). Студенты с предрассудками против действительно существующих этнических групп, как ни странно, обнаружили такую же неприязнь к «даниерийцам», «пиренийцам» и «валлонянам».
Как проявляются предрассудки?
Пристрастный человек не обязательно проявляет враждебность. Он и не обязательносходен с человеком, который лицемерно заявляет, что «некоторые из его лучших друзей» относятся к той или иной группе, но отвращается при мысли, что такие лица могут находиться среди его соседей или родни. Имеются разные степени предрассудка. Человек с предрассудками может на самом деле иметь друзей иной расы, но все-таки едва заметным образом выдавать затаенные чувства превосходства. Он, может быть, испытывает их терпение, делая бестактные, намекающие на расу замечания. Или вместо того, чтобы обращаться с ними, как с равными, он принимает покровительский вид и поступает, как будто он делает им одолжение, если дружит с ними.
Предрассудки могут обнаруживаться и тем, что кто-нибудь требует от определенных лиц работу более высокого качества, в то же время уделяя им меньше внимания. Если такие лица не отвечают требованиям, пристрастный человек склонен объяснить неудачу принадлежностью к данной расе. Может и быть, что он осуждает какой-нибудь образ действия в одной расе, но терпит его в своей. Самообман настолько совершенен, что такой человек сильно возмущается при всяком намеке, что он пристрастен. К нему применимы слова псалмопевца: «Он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его» (Псалом 35:3).
«К возрасту четырех лет»
Почему же люди становятся пристрастными? В какой стадии жизни приобретаются предрассудки? В своем труде The Nature of Prejudice (Сущность предрассудков) социал-психолог Гордон У. Аллпорт обсуждает тенденцию человеческого разума «мыслить с помощью категорий». Она выявляется уже у маленьких детей. Они скоро учатся различать мужчин и женщин, собак и кошек, деревья и цветы — и даже «белое» и «черное». Вопреки представлению, что маленькие дети «цветнослепые», исследователи согласны в том, что малолетние дети, сведенные с людьми из иных рас, скоро начинают замечать «отличия в таких физических признаках, как цвет кожи, черты лица, своеобразие волос и т. д. К возрасту четырех лет дети обыкновенно полностью сознают наличие расовых групп» (Parents, июль 1981 г.).
Но становятся ли дети пристрастными, лишь потому что они замечают эти отличия? Не обязательно. В научной статье, недавно опубликованной в журнале Child Development[Развитие ребенка], однако утверждалось, что «пятилетние поступают в детский сад с явным предпочтением общаться с друзьями своего цвета кожи». Еще больше беспокоит наблюдение, что «склонность детей выбирать товарищей одного цвета кожиувеличивается в течение года, проводимого в детском саду» (курсив наш). И другие исследователи пришли к заключению, что маленькие дети часто сознают не только наличие разных рас, но и так же значение принадлежности к той или иной расе. Четырехлетняя девочка по имени Джоун один раз сделала ошеломляющее замечание. Она сказала: «Белые люди могут пойти вверх. Коричневые люди должны идти вниз».
Для исследователей остается загадкой, как дети приобретают такие предрассудки. Весьма подозрительным кажется, однако, родительское влияние. Правда, лишь немногие родители прямо запрещают своим детям играть с детьми иной расы. Тем не менее, если ребенок наблюдает, что родители имеют предрассудки в отношении человека иной расы или чувствуют себя неловко в его обществе, то он, возможно, и сам примет негативную точку зрения. Культурные различия, влияние товарищей и коммуникативных средств и другие факторы могут, к тому же, усилить такие предрассудки.
Печальные опыты
Все же у некоторых предрассудки являются, по-видимому, сверхреакцией на какой-нибудь печальный опыт. Одна молодая немка сопровождала своего мужа в Африку, где ему следовало выполнить рабочее задание. Там она столкнулась с проблемами. Ей казалось, что некоторые лица имели предрассудки против нее как женщины и как европейки. Привыкшая к европейской культуре, она была в ужасе от взглядов некоторых туземцев. Постоянное размышление о проблемах, вызванных лишь немногими лицами, привело к тому, что она стала испытывать неприязнь ко всемчерным!
Так же было и со студентом из Вест-Индии, жившем в США около 20 лет тому назад. В ресторане, несмотря на то, что он был опрятно одет и держался вежливо, ему сказали: «Здесь мы не обслуживаем таких людей, как Вы». Не столкнувшись до того с расовой дискриминацией и не зная, что в то время положение из-за расового вопроса было крайне напряженным, он потребовал обслуживания, после чего его немедленно арестовали! Хотя мэр города распорядился о его освобождении и сделал выговор полиции, но этот случай огорчил его. Много лет спустя он все еще питал злобу против белых.
В других случаях, как это показывается в книге The Nature of Prejudice, унижать других, вероятно, удовлетворяет неутолимое желание человека занимать высокое общественное положение. Он «думает о себе более, нежели должно думать» (Римлянам 12:3). Также могли бы создаться мифы о расовом превосходстве, чтобы «оправдать» угнетение определенной группы. Например, в постыдные годы работорговли в США было принято объявлять черных умственно отсталыми или не достигшими человеческого уровня. Подобные представления так распространились, что сам американский президент Томас Джефферсон — строгий критик рабства* — однажды выразил «подозрение», что «черные... умственно и физически менее одаренные, чем белые». Наука доказала несостоятельность этого утверждения, но расизм все еще держится.
Почему? Хотя исследователи и не придают этому значения, но Библия ясно показывает главную причину: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12). Унаследованный грех извратил мышление и рассудок человека. Вместо того, чтобы находить различия увлекательными или очаровательными, человек реагирует на них с опасением и с неуверенностью. Даже из несовершенного сердца маленького ребенка может исходить ужасающее множество «злых помыслов», из которых развиваются пагубные предрассудки (Матфея 15:19). Возможно ли тогда вообще преодолеть предрассудки?
[Сноска]
Джефферсон был автором Декларации независимости США, в которой говорится, что «все люди созданы равными». Рабство он однажды назвал «собранием ужасов», но он сам был рабовладельцем.
[Вставка, страница 6]
Постоянное размышление о проблемах, вызванных лишь немногими лицами, привело к тому, что ома стала испытывать неприязнь ко всем людям иного цвета кожи!
[Иллюстрация, страница 5]
Предрассудки могут заставить людей питать друг н другу подозрения.
|