Вопросы читателей
Как истинным христианам следует относиться к распространенной практике давать другим копии коммерческих компьютерных программ?
Некоторые могут ошибочно оправдывать такую практику ссылкой на слова Иисуса: «Даром получили, даром давайте». Конечно же, Иисус не говорил здесь о том, чтобы раздавать копии защищенных авторским правом литературных произведений или компьютерных программ (программного обеспечения). Использование таких материалов регулируется законом. Он подразумевал, что давать — это часть служения. Отправляя апостолов в различные города и селения, Иисус повелел им проповедовать весть о Царстве, исцелять больных и изгонять демонов. Апостолы не должны были брать за это деньги, они должны были делать это «даром» (Матфея 10:7, 8).
С ростом числа персональных и рабочих компьютеров все больше людей нуждаются в программном обеспечении. Обычно его нужно покупать. Конечно, некоторые составляют программы для бесплатного пользования и указывают, что эти программы можно копировать и давать другим людям. Однако бо́льшая часть компьютерных программ продается. Предполагается, что пользователи программного обеспечения будут покупать его, то есть платить за него, независимо от того, предназначается оно для домашнего или для рабочего использования. Если кто-либо использует или копирует пакет программ, не заплатив за это, он поступает противозаконно, так же как и тот, кто занимается массовым фотокопированием книг, даже если он раздает их бесплатно.
Большинство компьютерных программ (включая игры) защищены лицензией, и их владелец/пользователь обязан соблюдать определяемые этой лицензией условия и ограничения. Во многих таких лицензиях оговаривается, что устанавливать и использовать данную программу может только один человек. Обычно ее можно устанавливать только на один компьютер, будь то дома, в учреждении или в школе. В некоторых лицензиях говорится, что пользователь может сделать для себя резервную копию программы, но он не имеет права делать копии для других людей. Если владелец хочет отдать всю программу (в том числе лицензию и документацию), он может сделать это. Но в таком случае он сам теряет право на ее использование. Лицензии бывают разные, поэтому, покупая или получая от кого-либо программу, человек должен выяснить, какие условия оговариваются в лицензии, защищающей эту конкретную программу.
Многие государства являются участниками соглашения об авторском праве, защищающего «интеллектуальную собственность» (в которую входят и компьютерные программы), и стараются обеспечивать соблюдение законов об авторском праве. Например, в газете «Нью-Йорк таймс» от 14 января 2000 года сообщалось, что «полиции Германии и Дании удалось арестовать членов группы, которую они назвали крупной бандой программных пиратов». Эта банда копировала и распространяла компьютерные программы и игры, продавая некоторые из них даже через Интернет.
Какую позицию занимает в отношении этого христианское собрание? Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Марка 12:17). Следовательно, христиане должны подчиняться законам своей страны, которые не противоречат закону Бога. О правительствах апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям... ...Противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Римлянам 13:1, 2).
Старейшины христианского собрания не обязаны проверять компьютеры соверующих, они не уполномочены толковать и проводить в жизнь законы об авторском праве. Но старейшины уверены в том, что христианам нельзя брать ничего чужого и что нужно стараться быть законопослушными, и они учат этому. Это защищает христиан от наказания за нарушение закона и позволяет им иметь чистую совесть перед Богом. Павел писал: «Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Римлянам 13:5). А желание истинных христиан Павел выразил такими словами: «Мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Евреям 13:18).
[Рамка на странице 29]
Некоторые учреждения и школы приобретают многопользовательскую лицензию, в которой оговаривается максимальное число пользователей, которым разрешается использовать данную программу. В 1997 году в собраниях Свидетелей Иеговы обсуждалась статья, содержавшая следующий совет:
«Большинство фирм, которые составляют и продают компьютерные программы, устанавливают на них авторское право, а также предоставляют лицензию, в которой объясняется, как использовать программу законным образом. Обычно в лицензии говорится, что владелец не может давать копии программы другим; действительно, международные законы об авторском праве показывают, что делать копии противозаконно. [...] Некоторые крупные фирмы продают компьютеры с уже введенными и имеющими лицензию программами. Тем не менее отдельные магазины, продающие компьютеры, не предоставляют лицензию, поскольку введенные ими программы — это копии, сделанные незаконным путем, а значит, используя такие программы, покупатель нарушает закон. В соответствии с этим христианам не нужно помещать на электронную доску объявлений или вводить в свой компьютер информацию, на которую имеется авторское право (например, публикации Общества) или делать копии, не получив на это разрешения владельца».
Относится ли текст 2 Иоанна 10, в котором говорится не принимать в дом и не приветствовать некоторых людей, лишь к тем, кто распространяет ложные учения?
Из контекста ясно, что этот совет относится «ко многим обольстителям», которые вошли в мир, к тем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2 Иоанна 7). Апостол Иоанн давал совет христианам того времени, как относится к тем, кто отрицает, что Иисус действительно жил или что он Мессия и Искупитель. Иоанн писал: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоанна 10, 11). Но из других текстов Библии видно, что этот совет имеет более широкое применение.
Однажды среди христиан в Коринфе был человек, совершавший безнравственные дела, поэтому апостол Павел писал коринфянам «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Коринфянам 5:11). Относились ли эти слова к бывшим братьям, исключенным из собрания только за перечисленные здесь тяжкие грехи?
Нет. В Откровении 21:8 также говорится о нераскаивающихся убийцах, о занимающихся спиритизмом и о лжецах, как о тех, кого ожидает смерть вторая. Естественно, совет из 1 Коринфянам 5:11 относился в равной мере к бывшим христианам, виновным в вышеупомянутых грехах. Но, кроме того, Иоанн писал о некоторых: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Иоанна 2:18, 19). Иоанн не говорит, что эти люди были исключены из собрания за тяжкие грехи. Возможно, некоторые из них просто ушли сами, не желая больше находиться в собрании, поскольку были не согласны с какими-то учениями. Некоторые устали и ослабели в вере (1 Коринфянам 15:12; 2 Фессалоникийцам 2:1—3; Евреям 12:3, 5).
Конечно, если брат начинал склоняться к греху, зрелые христиане пытались помочь ему (Галатам 6:1; 1 Иоанна 5:16). Если у него появлялись какие-то сомнения, христиане старались «спасать [его], исторгая из огня» (Иуды 23). Даже если христианин становился неактивным, не посещал встреч и не участвовал в проповедническом служении, духовно крепкие братья делали все возможное, чтобы укрепить его. Вероятно, этот человек говорил им, что ему надоело посещать встречи, и это свидетельствовало о его ослабевшей вере и низкой духовности. Христиане не были назойливы, но, вероятно, иногда по-дружески посещали этого человека. Такое проявление любви, терпения и милосердия показывало, что Бог заинтересован в благе каждого и не желает, чтобы кто-то отбился от его стада (Луки 15:4—7).
Но из слов Иоанна видно, что некоторые не просто ослабевали духовно и становились неактивными, но отрекались от собрания Бога. Кто-то мог открыто выступать против народа Бога, заявляя, что больше не желает быть в собрании. Он мог даже официально, например письменно, отречься от своих верований. Конечно, братья не противились его решению порвать связь с собранием. Но как христиане относились к такому человеку?
Иоанн пишет: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Иоанна 9, 10). Такие слова, несомненно, были применимы к отступнику, который присоединился к ложной религии или распространял ложные учения (2 Тимофею 2:17—19). Но как быть с людьми, которые, по словам Иоанна, «вышли от нас»? Христиане первого века знали, что нельзя общаться с исключенным грешником или с ярым отступником, но поступали ли они так же по отношению к тем, кто не был исключен из собрания, но сознательно отвергал путь христианства?
В энциклопедии «Понимание Писания» (англ.) указывается, что греческое слово, переводимое как «отступничество», буквально означает «стоящий в стороне от» в смысле «изменивший, оставивший, восставший»*. В той же энциклопедии говорится: «Среди различных причин отступничества, о которых предупреждали апостолы, были недостаток веры (Евр 3:12), недостаток стойкости во времена гонений (Евр 10:32—39), отступление от праведных норм морали (2 Пт 2:15—22), слушание „льстивых слов„ лжеучителей и „духов обольстителей„ (1 Тм 4:1—3)... Люди, осознанно оставлявшие христианское собрание, становились, таким образом, частью „антихриста“ (1 Ин 2:18, 19)».
Под такое описание подходил человек, осознанно и официально отказывавшийся от общения с собранием. Намеренно отрекаясь от собрания Бога и от христианского пути, он сам делал себя отступником. Никакой верный христианин не желал иметь дружбу с отступником, даже если раньше они были друзьями. Когда кто-то отрекался от собрания, становясь отступником, он отвергал основание для близких отношений с братьями. Иоанн ясно объяснил, что не принял бы в свой дом того, кто «не имеет Бога» и кто «не... наши».
Согласно Библии, человек, отрекавшийся от собрания Бога, был достоин большего порицания, чем люди в мире. Почему? Павел говорил, что во времена Римской империи христиане каждый день встречали блудников, мытарей и идолослужителей. Однако он отметил, что христиане не должны «сообщаться с тем, кто, называясь братом» возвращается к безбожному образу жизни (1 Коринфянам 5:9—11). Также и Петр писал, что те, кто, «избегши скверн мира», возвращаются к прежней жизни, подобны свинье, которая идет валяться в грязи (2 Петра 2:20—22). Таким образом, Иоанн был последователен, когда советовал христианам «не принимать в дом» тех, кто осознанно вышел от них (2 Иоанна 10).
Еще Иоанн пишет: «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоанна 11). Говоря о приветствии, Иоанн здесь использует греческое слово хэ́ро, а не словоаспа́зомэ, встречающееся в 2 Иоанна 13.
Слово хэ́ро означает «радоваться» (Луки 10:20; Филиппийцам 3:1; 4:4). Оно также использовалось в качестве приветствия устного или письменного (Матфея 28:9;Деяния 15:23; 23:26). Слово аспа́зомэ означает «заключать в объятия», таким образом приветствуя кого-либо (Луки 11:43; Деяния 20:1, 37; 21:7, 19). И то и другое слово может служить приветствием, но аспа́зомэ, скорее всего, предполагало больше, чем лишь вежливое «здравствуйте» или «добрый день». Иисус сказал 70 ученикам не приветствовать (аспа́систи) никого. Так он указал, что их срочная работа не позволяет тратить время на приветствия с поцелуями, объятиями и долгими разговорами, распространенные на Востоке (Луки 10:4). Петр и Павел увещали: «Приветствуйте [аспа́систи] друг друга лобзанием любви», или «лобзанием святым» (1 Петра 5:14; 2 Коринфянам 13:12, 13; 1 Фессалоникийцам 5:26).
Похоже, что Иоанн намеренно использовал во 2 Иоанна 10, 11 слово хэ́ро, а неаспа́зомэ (2 Иоанна 13). Если так, то Иоанн призывал христиан избегать не только долгих приветствий (с объятиями, поцелуями и разговорами) при встречах с человеком, который учит лжи или который отрекся от собрания (отступник). Скорее Иоанн имел в виду, что нельзя приветствовать такого человека даже словом хэ́ро, или обычной фразой «добрый день»*.
Серьезность этого совета видна из слов Иоанна: «Приветствующий его участвует в злых делах его». Никто из истинных христиан не желал, чтобы Бог посчитал его участником в злых делах из-за общения с тем, кто был исключен как грешник или отрекся от собрания Бога. Насколько же лучше быть участником в делах исполненного любви христианского братства. Иоанн писал: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоанна 1:3).
[Сноски]
В словаре Даля объясняется, что слово «отступник» означает «отпадший, отвергшийся, отступивший от кого или чего... изменник, предатель».
Относительно использования во 2 Иоанна 11 слова хэ́ро Р. Ленский отмечает: «[Это] было обычное приветствие при встрече или расставании... Смысл здесь таков: обращающих в свою веру не приветствуйте даже так! Это уже сделает вас участниками в злых делах, ради которых он пришел. Иоанн [имеет в виду]... приветствие любого рода».
|