Ваш выбор и морально-этические вопросы
Представьте, какие страдания испытывают супруги, которые очень хотят иметь ребенка, но остаются бездетными по причине бесплодия. Они надеются, что медицинская наука придет им на помощь, ведь для преодоления бесплодия было разработано много технологий и методов лечения. Имеет ли значение, какой выбор они сделают?
СЕГОДНЯ у бездетных пар есть выбор, которого не было еще несколько десятилетий назад. Однако в связи с этим возникает серьезный вопрос: как обстоит дело с морально-этической стороной вспомогательных репродуктивных технологий? Прежде чем мы это обсудим, давайте рассмотрим, какую позицию в отношении этих технологий занимают различные религиозные группы.
В 1987 году Католическая церковь издала документ, в котором обсуждалась моральная сторона репродуктивных технологий. В этом заявлении, известном как «Donum Vitae» («Дар жизни»), говорилось, что если медицинская процедура помогает супругам зачать ребенка естественным образом, то она может считаться допустимой с точки зрения морали. С другой стороны, в документе было указано, что если медицинская процедура заменяет зачатие ребенка естественным путем, то она недопустима с точки зрения морали. В согласии с таким взглядом хирургическое вмешательство для восстановления проходимости маточных труб и медикаментозное лечение рассматривается как позволительное с точки зрения морали, а оплодотворение в пробирке — как непозволительное.
В следующем году комитет конгресса США провел опрос религиозных групп на предмет их позиции по вопросам лечения бесплодия. Окончательный отчет показал, что большинство из них признают традиционные методы лечения, искусственную инсеминацию сперматозоидами мужа и экстракорпоральное оплодотворение при условии, что как яйцеклетки, так и сперматозоиды взяты у самих супругов. Кроме того, большинство групп, участвовавших в опросе, заявили, что считают недопустимыми с моральной точки зрения уничтожение эмбрионов, искусственную инсеминацию донорскими сперматозоидами и суррогатное материнство*.
В 1997 году Европейская экуменическая комиссия «Церковь и общество» (ЕЭКЦО), в которую входят протестантские, англиканские и православные церкви, заявила в одном своем документе о том, что в их рядах расходятся мнения по поводу репродуктивных технологий. Подчеркивая, что дело касается совести человека и личной ответственности, авторы документа отметили: «Суть в том, что трудно говорить о мнении церквей-членов ЕЭКЦО как таковом. На самом деле мнений много».
Очевидно, что взгляды на репродуктивные технологии сильно расходятся. Всемирная организация здравоохранения ООН признает, что в этой области «постоянно возникают новые вопросы социального, морально-этического и правового характера». Какие факторы необходимо учитывать, принимая решение, касающееся репродуктивных технологий?
Один из основных факторов, который нужно учесть,— это статус эмбриона человека. Данный фактор касается важного вопроса: когда начинается жизнь — в момент зачатия или позднее во время беременности? Безусловно, ответ на него повлияет на решения, которые примут многие супружеские пары в отношении этих технологий. Например, если они верят, что жизнь начинается при зачатии, тогда им нужно рассмотреть следующие важные вопросы.
● Позволят ли супруги врачам следовать обычной процедуре оплодотворения большего количества яйцеклеток, чем будет введено в матку, сохраняя оставшиеся эмбрионы для использования в будущем?
● Что будет с этими оставленными на хранение эмбрионами, если позднее пара не сможет или не захочет иметь больше детей?
● Что будет с какими-либо оставленными на хранение эмбрионами, если супруги разведутся или один из них умрет?
● Кто возьмет на себя ответственность за уничтожение эмбрионов?
Вопрос, что делать с эмбрионами, которые оставлены на хранение или не были использованы, заслуживает серьезного внимания. Законы некоторых стран теперь требуют, чтобы супруги давали письменное согласие, в котором бы оговаривалось, каким образом должны использоваться оставшиеся эмбрионы: следует ли их хранить, оставлять в качестве донорского материала, использовать в исследовательских целях или уничтожать. Супругам нужно помнить, что в некоторых странах считается допустимым с этической точки зрения, когда клиники уничтожают оставленные на хранение эмбрионы без какого-либо письменного разрешения, если они не были востребованы в течение пяти лет. В клиниках по всему миру сегодня хранятся сотни тысяч замороженных эмбрионов.
Другой фактор, который нужно учесть,— это то, что врачи могут убеждать супругов предоставить эмбрионы для исследования стволовых клеток. Например, Американская ассоциация по бесплодию призывала пары отдавать оставленные на хранение эмбрионы, которые не были использованы, на исследование. Одна из целей исследований стволовых клеток — найти новые способы лечения болезней. Однако эта область исследования стала предметом жарких споров, потому что процесс получения эмбриональных стволовых клеток приводит к гибели эмбриона*.
В связи с новыми генетическими технологиями возникают и новые этические вопросы. Возьмем, к примеру, предимплантационную диагностику. (Смотрите рамку «Что можно сказать о предимплантационной диагностике?».) Этот метод подразумевает взятие эмбрионов на генетический анализ и последующий отбор одного из них — возможно, желаемого пола или не имеющего каких-то дефектных генов — для введения в матку. Критики предупреждают, что эта диагностика может привести к дискриминации по половому признаку или что со временем она может быть использована супругами для выбора себе детей по другим генетическим признакам, включая цвет волос или глаз. Эта диагностика также поднимает вопрос этического плана: что будет с эмбрионами, которые не были выбраны?
Затрагиваются ли брачные узы?
Выбирая метод преодоления бесплодия, следует учитывать еще один аспект. Как использование суррогатной матери или донорских сперматозоидов или яйцеклеток повлияет на брачные узы? Некоторые методы подразумевают участие в процессе деторождения третьей стороны (донор), четвертой (два донора) или даже пятой (два донора и суррогатная мать).
В отношении метода, при котором используется генетический материал, взятый от донора, необходимо учитывать также следующие факторы.
● Какие далеко идущие последствия эмоционального плана такое рождение ребенка может иметь для родителей, если только один из них либо никто не является его генетическим отцом или матерью?
● Каково будет сыну или дочери узнать, что он или она — результат такого необычного зачатия?
● Сообщать ли ребенку о том, кто его настоящие родители, и позволять ли ему искать своего биологического отца или мать?
● Каковы моральные и юридические права и обязанности доноров, предоставивших генетический материал?
Что можно сказать об анонимности?
Политика многих государств в отношении доноров — сохранение их анонимности. Комитет по искусственному оплодотворению и эмбриологии человека, который контролирует использование генетического материала человека в Великобритании, объясняет: «За исключением знающих друг друга людей, которые осознанно становятся друг для друга донорами, имена тех, кто был донором раньше или является им сейчас, будут оставаться неизвестными для пар, использовавших их яйцеклетки или сперматозоиды, и для детей, родившихся в результате этого».
Однако в некоторых странах такая политика анонимности стала предметом горячих споров. В нескольких странах по этой причине в законы были внесены изменения. Противники принципа анонимности подчеркивают, что дети должны быть полностью осведомлены о своем рождении и происхождении. В одном отчете говорится: «Свыше 80 процентов приемных детей, когда вырастают, ищут своих настоящих родителей, многие, как и большинство людей, для того, чтобы удовлетворить свое заветное желание — узнать о своем происхождении. Почти 70 процентов интересуются важными сведениями медицинского характера о возможных наследственных особенностях своих настоящих родителей».
В другом отчете, подготовленном на основании опроса 16 взрослых людей, зачатых посредством донорской инсеминации, сообщается, что «многие были потрясены, когда узнали о своем биологическом происхождении». Далее в отчете говорится: «Многие из детей столкнулись с трудностями, пытаясь выяснить, кто они на самом деле, и почувствовали себя брошенными. Они чувствовали, что родные обманули и предали их».
Без сомнения, медицинская наука будет и дальше развивать репродуктивные технологии. Некоторые даже прогнозируют, что в будущем 30 процентов всех рожденных детей будут результатом применения таких методов. А споры по поводу их морально-этической стороны будут продолжаться.
Истинные же христиане руководствуются гораздо более серьезными соображениями — точкой зрения нашего Создателя, который предусмотрел деторождение (Псалом 35:10). Конечно, в Библии не обсуждаются современные репродуктивные технологии, их просто не было в библейские времена. Однако в ней ясно изложены принципы, отражающие мышление и точку зрения Бога по данному вопросу. (Смотрите рамку «Что говорится в Библии?».) Эти принципы помогают нам принимать решения, которые не противоречат морально-этическим нормам и позволяют сохранять чистую совесть перед Богом (1 Тимофею 1:5).
В одном словаре выражение «суррогатная мать» определяется как «женщина, которая забеременела посредством искусственной инсеминации или хирургической имплантации оплодотворенной яйцеклетки в целях вынашивания плода для другой женщины».
Смотрите серию статей «Стволовые клетки. Где грань дозволенного?» в «Пробудитесь!» от 22 ноября 2002 года.
Термин «преэмбрион» относится к ранней стадии развития оплодотворенной яйцеклетки в течение первых 14 дней. В период после этой стадии до конца 8-й недели она называется эмбрионом. Затем — плодом. Для чего используют слово «преэмбрион»?
Согласно «Международному журналу социологии и социальной политики», этот термин вошел в «употребление как логическое обоснование, позволяющее проводить исследования эмбриона человека» в течение первых 14 дней после зачатия («International Journal of Sociology and Social Policy»). В книге «Удивительное путешествие в мир человеческого организма» говорится: «Если эмбрион определять как структуру, из которой развивается ребенок, то самые первые его элементы не формируются еще в течение примерно двух недель после слияния сперматозоида и яйцеклетки» («Incredible Voyage—Exploring the Human Body»). Но можно ли рассматривать преэмбрион просто как клеточную массу, пригодную лишь для исследований? Обсудим, что в действительности происходит в течение этого двухнедельного периода.
После проникновения сперматозоида в яйцеклетку около 24 часов длится слияние мужских и женских хромосом. Следующие несколько дней идет деление яйцеклетки. В течение четырех-пяти дней после оплодотворения образовавшийся комплекс клеток развивается до полого клеточного пузырька (он по-прежнему меньше булавочной головки) с внешним клеточным слоем и внутренней клеточной массой. С этого момента он называется бластоцистой. Из многих клеток внешнего слоя образуются внезародышевые ткани. А из внутренней клеточной массы развивается сам ребенок.
Примерно неделю спустя после оплодотворения происходит имплантация в матку. Бластоциста прикрепляется к стенке матки, и начинается образование плаценты и пуповины, через которую от матери по кровеносным сосудам будет поступать кислород и питательные вещества и удаляться продукты обмена. Согласно вышеупомянутой книге, приблизительно на девятый день внутренняя клеточная масса начинает выполнять «задание по конструированию нового человека». Далее говорится: «В течение следующих пяти или шести дней эти 20 или около того клеток должны выполнить ряд дифференцировок для создания первого структурного элемента самого эмбриона». Итак, к концу второй недели начинает появляться этот «первый структурный элемент», из которого в конечном счете образуется центральная нервная система.
По причине этого поэтапного процесса подготовки, происходящего на ранней стадии развития эмбриона, некоторые утверждают, что «не существует ни одного биологического события или момента, который можно считать началом развития эмбриона нового человека».
Однако истинные христиане верят, что жизнь начинается при зачатии. Знание того, что с самого начала оплодотворенная яйцеклетка содержит программу по образованию плаценты, по имплантации в матку, по соединению с организмом матери через кровеносные сосуды пуповины и так далее, еще больше побуждает их восхищаться небесным Конструктором, Иеговой Богом.
Эмбрион человека на третий день. (Увеличен в 400 раз.)
Courtesy of the University of Utah Andrology and IVF Laboratories
Что можно сказать о предимплантационной диагностике?
Предимплантационная диагностика — это новое направление в области искусственного оплодотворения. В нее включается генетический анализ эмбрионов и последующий отбор одного из них для введения в матку. Комментируя вопросы, которые вызывает применение этой методики, авторы одной книги по репродуктивным технологиям объясняют:
«Вскоре [ученые] смогут определять физические, интеллектуальные, а также, возможно, эмоциональные и социальные характеристики эмбриона. Таким образом, в недалеком будущем у родителей появится возможность выбирать некоторые характеристики своего будущего потомства. И хотя большинство людей одобрили бы использование предимплантационного генетического отбора супругами, которые являются носителями страшной болезни, многие не одобрят использование этой технологии супругами, которые хотят иметь ребенка определенного пола или — когда в будущем появится возможность — ребенка с голубыми глазами, с музыкальным талантом или высокого роста.
Предимплантационная генетика, как и многие другие технологии, поднимает вопрос: делать ли что-либо просто потому, что это можно сделать? [...] Перед нами дилемма: где провести черту — и нужно ли вообще? — на „скользком склоне“ высоких технологий?» («Choosing Assisted Reproduction—Social, Emotional and Ethical Considerations»).
В Библии, конечно же, не говорится о современных репродуктивных технологиях. Однако она помогает нам узнать мнение Бога по поводу некоторых принципиальных вопросов, и знание ответов на два таких основных вопроса может служить руководством для истинных христиан при принятии решений, угодных Богу.
Когда начинается жизнь человека? Библия показывает, что жизнь начинается при зачатии. Обратите внимание на боговдохновенные слова псалмопевца Давида, сказавшего о Боге: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни [«все его части», НМ]» (Псалом 138:16). Посмотрите также Исход 21:22, 23, где текст на языке оригинала указывает на то, что человек, причинивший вред неродившемуся ребенку, должен был понести наказание. Это учит нас тому, что наш Создатель рассматривает жизнь как что-то очень ценное, даже на самых ранних стадиях ее развития в утробе матери. С точки зрения Бога, сознательное уничтожение эмбриона — это аборт*.
Есть ли какие-либо ограничения в том, как можно использовать чьи-либо репродуктивные способности? Мнение Бога по этому поводу выражено в Левите 18:20, где говорится: «С женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею». Принцип, находящийся в основе этого библейского закона, заключается в следующем: семя мужчины не должно использоваться для оплодотворения какой-либо другой женщины помимо его жены, и женщина не должна рождать детей для кого-либо помимо своего собственного мужа. Другими словами, репродуктивные способности не должны использоваться для кого-либо помимо мужа или жены. Поэтому истинные христиане не прибегают к суррогатному материнству, а также к методам, которые предполагают использование донорских сперматозоидов, яйцеклеток или эмбрионов*.
Принимая решение, касающееся репродуктивных технологий, истинные христиане должны все тщательно взвесить, учитывая мнение Бога, которое изложено в Библии*. В конце концов, он — Создатель брака и семьи (Эфесянам 3:14, 15).
Смотрите статью «Когда начинается человеческая жизнь?» из рубрики «Точка зрения Библии» в «Пробудитесь!» от 8 ноября 1990 года.
Смотрите статьи из рубрики «Точка зрения Библии» «Искусственное материнство. Для христиан ли это?» в «Пробудитесь!» от 8 апреля 1993 года и «Одобряет ли Бог искусственную инсеминацию?» в «Пробудитесь!» от 8 августа 1974 года, англ.
Экстракорпоральное оплодотворение, при котором сперматозоиды берут у мужа, а яйцеклетку у жены, обсуждалось в рубрике «Вопросы читателей» в «Сторожевой башне» от 1 июня 1981 года, англ.
Замороженные эмбрионы, оставленные на хранение.
© Firefly Productions/CORBIS