Уважение к власти. Почему это важно?
КТО не рад тому, что полиция наделена властью арестовывать преступников, которые обокрали нас или угрожали нашей семье? А разве мы не признательны за то, что суду дана власть наказывать преступников и тем самым защищать от них общество?
Можно вспомнить и о других полезных услугах, таких, как содержание дорог, медицинское обслуживание и образование, которые обычно оплачиваются за счет налогов, собираемых правительством. Истинные христиане с готовностью признают, что необходимо уважать законно установленную власть. Но в какой мере? И в каких сферах жизни нужно проявлять это уважение?
Власть в обществе
В Библии говорится, что все люди — верующие они или нет — должны уважать установленную в обществе власть, которая заботится о благе своего народа. Апостол Павел писал об этом соверующим в Риме, и нам будет полезно рассмотреть его слова, записанные в послании Римлянам 13:1—7.
Павел был римским гражданином, а Рим в то время был мировой державой. В послании, написанном примерно в 56 году н. э., Павел советовал христианам быть примерными гражданами. Он написал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
Этими словами Павел объясняет, что без позволения Бога не было бы вообще никакой человеческой власти. В этом смысле высшие власти занимают относительное место в рамках Божьего намерения. И следовательно, «противящийся власти противится Божию установлению».
Высшие власти могут хвалить добропорядочных граждан, но эти же власти могут и наказывать правонарушителей. У тех, кто делает зло, есть все основания бояться того, что власти воспользуются своим правом действовать как «отмститель», ведь в таком случае правительства выступают как «Божии слуги».
Павел заканчивает свое увещание словами: «Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они — Божии служители, сим самым постоянно занятые».
Ответственность за использование собранных в качестве налогов средств несут не налогоплательщики, а высшие власти. Будучи честным гражданином, христианин сохраняет свою совесть чистой. Он знает, что, подчиняясь высшим властям и платя установленные налоги, он не только соблюдает законы, принятые в обществе, в котором он живет, но и исполняет требования Бога.
Семья и власть
А какая власть существует в семье? Маленький ребенок часто привлекает к себе внимание плачем или даже визгом. Но мудрые родители различают, когда ребенок действительно в чем-то нуждается, а когда это просто каприз. Иногда, по мере того как дети растут, им позволяют делать все, что хочется, и даже устанавливать собственные правила. Но дети неопытны и, как это слишком хорошо известно многим местным властям, могут вовлечься в преступные или в какие-то еще порочные дела, которые подрывают устои как семьи, так и общества в целом.
«Родители начинают воспитывать детей слишком поздно,— говорит Розалинд Майлз, автор книги «Таких детей мы заслуживаем» («Children We Deserve»).— Начинать воспитывать ребенка нужно с момента его рождения». Если родители с самого начала обращаются с детьми по-доброму и мудро пользуются родительской властью, если они последовательны в своих действиях, то дети быстро научатся подчиняться этой власти и любящему воспитанию, которое с ней связано.
В Библии содержится очень много сведений о власти в семье. В книге Притчей мудрый Соломон обращает внимание на то, что богобоязненные родители должны воспитывать детей вместе: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи 1:8). Если родители единодушны в вопросах воспитания, дети знают, как родители относятся к тому или иному и чего они от них ожидают. Иногда, стараясь добиться своего, дети пытаются манипулировать родителями. Но то, что родители едины в использовании своей власти, служит надежной защитой для детей.
В Библии объясняется, что основную ответственность за духовное благополучие не только детей, но и жены несет муж. Это описывается таким термином, как главенство. Как же муж должен главенствовать? Павел указывает, что муж является главой жены, так же как Христос является Главой собрания. Павел добавляет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь [свою духовную невесту] и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25). Если муж подражает Иисусу и главенствует с любовью, то жена будет «глубоко уважать» его (Ефесянам 5:33, НМ). Дети в такой семье будут видеть, как ценна данная Богом власть, и будут более охотно подчиняться ей (Ефесянам 6:1—3).
А как быть родителям-одиночкам, в том числе и тем, кто овдовел? Независимо от того, воспитывает детей отец или мать, каждый из них может прибегать к авторитету Иеговы Бога и Иисуса Христа. Иисус всегда говорил как имеющий власть. Эта власть исходила от его Отца и из боговдохновенных Писаний (Матфея 4:1—10; 7:29; Иоанна 5:19, 30; 8:28).
В Библии можно найти множество ценных принципов, касающихся проблем, с которыми сталкиваются дети. Узнавая эти принципы и следуя им, родители смогут давать своим детям любящие и полезные советы (Бытие 6:22; Притчи 13:20; Матфея 6:33; 1 Коринфянам 15:33; Филиппийцам 4:8, 9). К тому же родители могут использовать основанные на Библии издания, подготовленные специально для того, чтобы помогать им воспитывать в детях понимание того, как полезно признавать авторитет Писания*.
Христианское собрание и власть
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матфея 17:5). Этими словами Иегова Бог подтвердил, что именно он уполномочил Иисуса говорить. То, что говорил Иисус, записано в четырех Евангелиях, и мы всегда можем обращаться к ним.
Перед самым вознесением на небо Иисус сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18). Будучи Главой своего собрания, Иисус не только внимательно наблюдал за своими помазанными последователями, оставшимися на земле, но и, после излития святого духа в Пятидесятницу 33 года н. э., стал использовать их как канал истины — как «верного и благоразумного раба» (Матфея 24:45—47; Деяния 2:1—36). Что сделал он, чтобы достичь всего этого и укрепить христианское собрание? «Поднявшись ввысь... дал дары в виде людей» (Ефесянам 4:8, НМ). «Дары в виде людей» — это христианские старейшины, которые назначаются святым духом и наделяются властью заботиться о духовных интересах своих соверующих (Деяния 20:28).
Поэтому Павел советует: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Так как эти преданные Богу мужчины точно следуют примеру Иисуса, подражать их вере, конечно же, мудро. Затем Павел добавляет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евреям 13:7, 17).
Что случается, когда этим указанием пренебрегают? Именно так поступили некоторые члены христианского собрания в I веке и стали отступниками. Павел упоминает об Именее и Филите, которые разрушали в некоторых веру и пустые разговоры которых «оскверняли святое». Эти люди, в частности, утверждали, что воскресение — очевидно, духовное или символическое — уже произошло, и поэтому в будущем, под правлением Царства Бога, никакого воскресения уже не будет (2 Тимофею 2:16—18, НМ).
И тогда на помощь пришла установленная должным образом власть. Христианские старейшины смогли опровергнуть такие доводы, потому что, будучи представителями Иисуса Христа, прибегли к авторитету Писаний (2 Тимофею 3:16, 17). Точно так же обстоят дела и с современным христианским собранием, которое называется «столпом и утверждением истины» (1 Тимофею 3:15). Ложные учения никогда не разрушат «образец здравого учения», который сохранен для нас на страницах Библии как «добрый залог» (2 Тимофею 1:13, 14).
Хотя люди в мире уважают власть все меньше и меньше, мы как христиане признаем, что власть, установленная в обществе, в семье и в христианском собрании, приносит им благо. Уважать власть необходимо для нашего физического, эмоционального и духовного благополучия. Если мы признаем и уважаем установленную Богом власть, то нас защищают те, кто обладает величайшей властью,— Иегова Бог и Иисус Христос, и эта защита принесет нам вечное благо (Псалом 118:165; Евреям 12:9).
|