Свобода религии: благословение или проклятие?
В христианском мире понятие «свободы религии» рождалось в муках. Ради этой свободы пришлось вести борьбу с догматизмом, предрассудками и нетерпимостью. Она была достигнута ценой многих жизней, унесенных кровавыми религиозными конфликтами. Чему же нас учит горький опыт истории?
«ГОНЕНИЯ существовали на протяжении всей истории христианства»,— писал Робин Лейн Фокс в своей книге «Язычники и христиане» («Pagans and Christians»). Первых христиан называли сектой и считали, что они представляют угрозу общественному порядку (Деяния 16:20, 21; 24:5, СоП, 14; 28:22). Вследствие этого некоторые претерпели пытки или были растерзаны дикими зверями на римских аренах. В такой атмосфере жестоких преследований некоторые люди призывали к свободе религии, как например, богослов Тертуллиан (смотрите фото на странице 8). В 212 году он писал: «Право естественное и общественное требует, чтобы каждый поклонялся тому, кому хочет».
В 313 году н. э. правление Константина в Римской империи положило конец гонениям христиан, так как изданный в то время Миланский эдикт гарантировал свободу религии как христианам, так и язычникам. Когда «христианство» стало официальной религией в Римской империи, волна преследований стихла. Однако приблизительно в 340 году некий «христианин» призывал к гонениям на язычников. В конце концов в 392 году н. э. изданием Константинопольского эдикта император Феодосий I запретил язычество в империи, и идея свободы религии погибла. Когда «христианство» было официальной религией в Римской империи, церковь и государство устраивали религиозные гонения, которые длились веками и достигли пика во времена кровавых крестовых походов XI—XIII веков и жестоких инквизиций, начавшихся в XII веке. Тех, кто подвергал сомнению ортодоксальность установленных взглядов — монополию догмы,— клеймили как еретиков и преследовали в господствовавшей тогда атмосфере охоты на ведьм. Что же стояло за всеми этими действиями?
Поводом к религиозной нетерпимости послужило утверждение, что единство религий — это самый прочный оплот государства и что религиозные разногласия угрожают общественному порядку. «Государство никогда не будет в безопасности, если в нем допускается существование двух религий»,— утверждал в 1602 году один министр английской королевы Елизаветы. На самом деле гораздо легче было запретить религиозное инакомыслие, чем разбираться, действительно ли оно представляет опасность для государства и официальной религии. Как отмечается в «Католической энциклопедии», «ни государство, ни церковь не проводили ни малейшего различия между опасными и неопасными еретиками». Но вскоре все изменилось.
Терпимость рождается в муках
Стимулом к резким переменам послужил протестантизм, сектантское движение, отстаивающее свое право на существование. Удивительно быстро протестантская Реформация расколола Европу в религиозном смысле, выдвинув идею свободы совести. Например, знаменитый реформатор Мартин Лютер в 1521 году отстаивал свою позицию, говоря: «Моя совесть подчинена Слову Бога». Разделения также разожгли Тридцатилетнюю войну (1618—1648), ряд жестоких религиозных войн, свирепствовавших в Европе.
В разгаре войны многие стали осознавать, что конфликты не способствуют прогрессу общества. Так, вышла целая серия эдиктов, подобных Нантскому, принятому во Франции в 1598 году, с помощью которых делались тщетные попытки установить мир в полной кровопролития Европе. Из этих эдиктов и взяло начало современное понятие терпимости. Сначала в это понятие вкладывали отрицательный смысл. Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский писал в 1530 году: «Если по какой-либо причине нам придется проявлять терпимость к сектам... это будет несомненное зло, и очень серьезное, но война все же хуже». Именно потому, что в понятие терпимости вкладывался такой отрицательный смысл, многие люди, в частности француз Поль де Фуа в 1561 году, говорили не о «терпимости», а о «свободе религии».
Со временем, однако, терпимость рассматривалась уже не как меньшее из двух зол, а как основание для защиты свобод человека. Терпимость ассоциировалась уже не с тем, чтобы терпеть какое-либо зло, а с гарантией. Когда религиозный плюрализм и право на мнение, отличное от других, стали уважаться и считаться основой современного общества, фанатизм был вынужден отступить.
В конце XVIII века терпимость стала приводиться в связь со свободой и равенством. Это отразилось в законах и декларациях, например в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», принятой во Франции в 1789 году, или в «Билле о правах», принятом в 1791 году в США. В XIX веке эти документы послужили толчком к развитию либерального мышления, и с тех пор терпимость и свобода рассматривались уже не как проклятие, а как благословение.
Относительная свобода
Хотя мы очень ценим свободу, она лишь относительна. Во имя большей свободы для всех государство издает законы, ограничивающие свободу отдельных людей. Вот некоторые вопросы, связанные с понятием свободы, которые сегодня обсуждаются во многих европейских странах: в какой степени законы государства должны распространяться на частную жизнь гражданина? Насколько эти законы действенны? Как они влияют на свободу людей?
Вопросы относительно общественных и личных свобод были поставлены в центр внимания средствами массовой информации. Некоторым религиозным группам были предъявлены обвинения в «промывке мозгов», в вымогательстве денег, в жестоком обращении с детьми и во многих других преступных действиях — часто такие обвинения были ничем не обоснованы. В прессе, по радио и телевидению все больше стало появляться сообщений о религиозных меньшинствах. Пренебрежительное слово «секта» вошло в повседневную речь. Под давлением общественного мнения правительства даже издают списки так называемых опасных сект.
Франция — страна, гордящаяся своей религиозной терпимостью и традиционным разделением церкви и государства. Она с гордостью провозглашает себя государством «свободы, равенства и братства». И все же, как отмечается в книге «Свобода религии и убеждений — мировой отчет», в школах Франции поощряется «образовательная программа, направленная на неприятие новых религиозных течений» («Freedom of Religion and Belief—A World Report). Однако многие полагают, что такого рода действия угрожают свободе религии. Каким образом?
Угроза свободе религии
Истинная свобода религии существует только в том случае, когда государство предоставляет равные права всем религиозным группам, уважающим и соблюдающим законы государства. Свобода религии нарушается, если государство произвольно устанавливает, какая из религиозных групп не имеет статус религии, и лишает ее преимуществ, которыми обладают религии в государстве. «Святая идея свободы религии выхолащивается, когда государство присваивает себе право выносить решения относительно религиозных течений точно так же, как выдавать водительские права»,— отмечалось в журнале «Тайм» в 1997 году. Один Апелляционный суд Франции признал, что такая политика — «сознательно или нет — ведет к тоталитаризму».
Основные свободы нарушаются и в том случае, когда какая-нибудь одна религиозная группа имеет монополию на средства массовой информации. К сожалению, такая тенденция все больше распространяется во многих странах. Например, в своих попытках определить, что правильно с точки зрения религии, антикультовые организации берут на себя роль обвинителя, судьи и присяжных, стараясь навязать общественности свои необъективные взгляды через средства массовой информации. Но, как писалось во французской газете «Монд», в действиях этих организаций проявляется «то самое сектантство, с которым они якобы борются, и создается опасность проявления духа охоты на ведьм». В газете задается вопрос: «Когда ставится клеймо на какое-либо религиозное меньшинство... разве не подвергаются опасности основные свободы?» В одном журнале, посвященном психологии религии, приводятся слова Мартина Криле: «То, что в преследовании сект проявляется тот же дух, что и во времена охоты на ведьм, нас беспокоит гораздо больше, чем подавляющее большинство „так называемых сект и психотерапевтических направлений“. Выражаясь простым языком, тех граждан, которые не нарушают законы, необходимо оставить в покое. Религия и идеология людей должны оставаться свободными везде, и в Германии тоже» («Zeitschrift für Religionspsychologie»). Рассмотрим один пример.
«Образцовые граждане» заклеймены как опасные
Какая из конфессий, по словам католического духовенства, приводимым в испанской газете «А-Бэ-Сэ», является «самой опасной сектой»? Вы, возможно, удивитесь, узнав, что газета писала о Свидетелях Иеговы. Существуют ли какие-то беспристрастные, объективные основания для таких обвинений? Обратите внимание на то, что говорят другие источники:
«Свидетели учат людей честно платить налоги, не участвовать ни в войнах, ни в подготовке к ним, не красть и вообще вести такой образ жизни, который, если люди будут его придерживаться, повысит нормы гражданского общежития» (Серджио Альбесано, «Talento», ноябрь-декабрь 1996 года).
«Несмотря на порочащие измышления, распространяемые в некоторых случаях против Свидетелей Иеговы, я считаю, что эти люди не представляют опасности для государства. Это миролюбивые, добросовестные граждане, с уважением относящиеся к власти» (депутат парламента Бельгии).
«Свидетели Иеговы признаны самыми честными людьми в Федеративной Республике» (немецкая газета «Sindelfinger Zeitung»).
«[Свидетелей Иеговы] можно рассматривать как образцовых граждан. Они исправно платят налоги, помогают больным, борются с неграмотностью» (американская газета «Сан-Франциско Икзэминер»).
«Свидетели Иеговы более успешны в укреплении брачных уз, чем представители других религий» («American Ethnologist»).
«В африканских странах Свидетели Иеговы — одни из самых порядочных и трудолюбивых граждан» (д-р Брайан Уилсон, Оксфордский университет).
«Члены этой конфессии на протяжении десятилетий вносят огромный вклад в развитие права свободы совести» (Нат Хентофф, «Free Speech for Me—But Not for Thee»).
«Они... внесли большой вклад в то, чтобы сохранить некоторые наиболее ценные достижения нашей демократии» (профессор Ч. С. Брейден, «These Also Believe»).
Как видно из приведенных выше цитат, Свидетели Иеговы во всем мире считаются образцовыми гражданами. Кроме того, они известны своей программой бесплатного библейского образования и усилиями в укреплении семей. Сотни тысяч они обучили грамоте, и уже десятки лет оказывают гуманитарную помощь тысячам людей во всем мире, особенно в Африке.
Необходим объективный взгляд
В обществе немало беспринципных людей, обманывающих тех, кто доверчив. Поэтому необходимо быть бдительными в вопросах религии. Но насколько объективно мнение некоторых журналистов и насколько способствуют развитию свободы совести их действия, когда, вместо того чтобы консультироваться с занимающими объективную позицию специалистами, они доверяют словам либо представителей церкви, которые видят, что ряды их прихожан редеют, либо антикультовым организациям, чья объективность подвергается большим сомнениям? Газета, назвавшая Свидетелей Иеговы «самой опасной сектой», признает, например, что это определение исходит от «сведущих представителей [Католической] церкви». Кроме того, один французский журнал отмечает, что к написанию большинства статей, посвященных так называемым сектам, причастны антикультовые организации. Считаете ли вы, что это абсолютно непредвзятый подход к сбору объективной информации?
Международные суды и организации, например ООН, выступающие за основные права человека, отмечают, что «различия, проводимые антикультовыми организациями между религией и сектой, слишком надуманы и поэтому неприемлемы». Почему же некоторые так настаивают на этом оскорбительном слове «секта»? Это еще раз доказывает, что свобода совести подвергается опасности. Как же защитить это важнейшее право человека?
[Рамка/Иллюстрации, страница 8]
Защитники свободы религии
Первые красноречивые призывы к свободе религии прозвучали в эпоху кровопролитных Религиозных войн, бушевавших в Европе в XVI веке. Такие призывы актуальны и сегодня, когда обсуждается вопрос о свободе совести.
Себастьян Шатейон (1515—1563): «Кто такие еретики? Я не вижу никакой другой причины, почему мы называем кого-либо еретиком, кроме той, что его мнение отлично от нашего. ...Если в каком-то городе или районе вы считаетесь приверженцем истинной религии, то в соседнем городе или районе вас сочтут еретиком». Известный французский переводчик Библии и горячий защитник религиозной терпимости, Шатейон затронул один из главных вопросов в спорах о свободе религии: кто определяет понятие «еретик»?
Дирк Волкерцен Коорнхерт (1522—1590): «Из литературных источников мы знаем, что в прошлом... даже сам Иисус в Иерусалиме, а также многие мученики в Европе... возмущали [общество] словами истины... Слову „возмущали“ необходимо дать точное и ясное определение». Коорнхерт утверждал, что различия в религиозных взглядах не должны приравниваться к возмущению общественного порядка. Он поднял вопрос: представляют ли угрозу общественному порядку те, кто уважает и тщательно исполняет законы?
Пьер де Белуа (1540—1611): «Невежественно считать, что различие в религиозных взглядах разжигает беспорядки в стране». Белуа, французский правовед, в период Религиозных войн (1562—1598) писал, что мир в стране не зависит от единства религий, если, конечно, правительство не идет на поводу у служителей церкви.
Томас Гелвис (ок. 1550 — ок. 1616): «Если подданные послушны и верно исполняют все законы государства, король не должен требовать от них ничего сверх того». Гелвис, один из основателей английской баптистской церкви, призывал к отделению церкви от государства, побуждая короля даровать свободу религии всем церквям и сектам и ограничиться светской властью над своими владениями и над своими подданными. В своих трудах он подчеркивал вопрос, актуальный и в наши дни: в какой степени государство должно вмешиваться в духовную жизнь людей?
Неизвестный автор, 1564 год: «Чтобы обеспечить свободу совести, недостаточно позволить человеку не принадлежать к какой-либо религии, которую он не одобряет, если при всем этом ему не позволяется свободно исповедовать ту религию, которую он одобряет».
[Иллюстрации]
Тертуллиан.
Шатейон.
Де Белуа.
[Сведения об источнике]
Все фото: © Cliché Bibliothèque Nationale de France, Paris
|