СВОБОДА
Иегова – Всемогущий Бог, Вседержитель Правитель вселенной и Творец всего, поэтому только он имеет абсолютную, безграничную свободу ( Бт 17:1; Иер 10:7, 10; Дн 4:34, 35; О 4:11 ). Все остальные должны учитывать пределы своих возможностей и подчиняться Божьим законам, действующим во вселенной ( Ис 45:9; Рм 9:20, 21 ). На нашу свободу влияют, скажем, закон всемирного тяготения, законы, управляющие химическими реакциями и процессами роста, действие солнца, законы морали, права и поступки других людей. Итак, свобода всех Божьих созданий является относительной.
Ограниченная свобода и рабство – это не одно и то же. Свобода в рамках, установленных Богом, приносит человеку счастье. Когда же человек является рабом другого человека, рабом несовершенства, слабостей, ложных учений или идеологий, он чувствует себя угнетенным и несчастливым. Также свобода отличается от независимости, которую человек выбирает, пренебрегая Божьими законами и устанавливая собственные нормы добра и зла. Такая независимость приводит к нарушению прав других людей и влечет за собой много бед. Ярким примером этого являются последствия, к которым привел дух произвола и независимости, развившийся Адамом и Евой под влиянием Змея в Эдеме ( Бт 3:4, 6, 11—19 ). Истинная свобода ограничена законом – Божьим законом; благодаря этому каждый может вести счастливую жизнь и в полной мере выражать свою индивидуальность, но делать это здоровым, должным образом, уважая при этом права других и так способствуя их счастью ( Пс 144:15; Лк 11:28; Иак 1:25 ).
Бог свободы. Иегова – Бог свободы. Он освободил израильтян из египетского рабства и пообещал: если они будут повиноваться его заповедям, им ничего не хватит ( Пф 15:4, 5 ). Однако в Законе отмечалось, что обедневший израильтянин мог продаться в рабство, чтобы обеспечить себя и свою семью. Впрочем, после шести лет службы его должны были отпустить на свободу ( Вх 21:2 ). В юбилейный (каждый 50-й) год освобождения провозглашалось всем жителям края. Каждый раб-еврей становился свободным и возвращался к своему владению ( Лв 25:10—19 ).
Свобода, которую дает Христос. Апостол Павел писал, что человечество нуждается в освобождении от неволи тления ( Рм 8:21 ). Иисус Христос сказал иудеям, поверившим в него: «Если вы пребываете в моем слове, то вы действительно мои ученики. Вы познаете истину, и правда сделает вас свободными». А тех, кто считал себя свободным только потому, что был потомком Авраама, Иисус назвал рабами греха и добавил: «Если Сын избавит вас, то вы будете истинно свободны» ( Ин 8:31—36 ; ср. Рм 6:18, 22 ).
В Греческих Писаниях говорится, что последователи Христа свободны. Павел показал, что они «дети не служанки, а свободной» женщины ( Гл 4:31 ), которую он назвал также «вышним Иерусалимом» ( Гл 4:26 ). После этого Павел призвал христиан: «Христос освободил нас, чтобы мы имели именно такую свободу. Поэтому стойте твердо и не дайте опять запрячь себя в иго рабства» ( Гл 5:1 ). В то время, когда Павел писал свое письмо, в собрании Галатии появились люди, выдававшие себя за христиан. Они пытались убедить галатов в том, что достичь праведности можно благодаря поступкам, которых требовал Закон, а не благодаря вере во Христа, по сути, побуждали их отказаться от свободы, которую дает Христос. Павел предостерег галатов, что так они оставят Христову незаслуженную доброту ( Гл 5:2—6; 6:12, 13 ).
Христиане были освобождены от рабства греха и смерти и от страха («Бог ведь дал нам не дух трусости, а дух силы, любви и благоразумия»); об этом ярко свидетельствует то, с какой смелостью и свободой языка апостолы провозглашали хорошую новость ( 2Тм 1:7; Деяния 4:13 , прим.; Флп 1:18—20 ). Они высоко ценили возможность говорить о Христе со свободой речи и понимали, что, чтобы обрести Божье одобрение, эту свободу нужно развивать и оберегать. О такой свободе и смелости уместно было молиться ( 1Тм 3:13; Ев 3:6; Еф 6:18—20 ).
Как правильно использовать христианскую свободу. Писатели Греческих Писаний понимали, с каким намерением Бог через Христа проявил свою незаслуженную доброту («Братья, вы призваны к свободе»), поэтому неоднократно призывали христиан оберегать свою свободу и не злоупотреблять ею, удовлетворяя плотские желания ( Гл 5:13 ) или прикрывая не зло ( 1Пт 2:16 ). Иаков поощрял всматриваться «в совершенный закон, несущий свободу» и сказал, что тот, кто является не забывчивым слушателем, а настойчивым исполнителем , будет счастлив ( Иак 1:25 ).
Апостол Павел не использовал свободу, полученную через Христа, для того чтобы угождать себе. Также он старался этой свободой не наносить вред другим. В своем письме к коринфянам он объяснил, что, даже имея право на определенный поступок, не стал бы делать его, если это вызывало бы замешательство у человека, которому не хватает знаний, и обеспокоило бы его совесть. Например, апостол вспомнил о мясе, которое жертвовали идолу, а затем продавали на рынке. Если бы Павел ел такое мясо, христианин со слабой совестью мог бы критиковать то, как Павел пользуется своей свободой действий, то есть судить его, а это было бы неправильно. Павел сказал: «Для чего делать так, чтобы мою свободу осуждала совесть кого-то другого? Даже если я им и благодарю Бога, то стоит ли так поступать, если другие будут злословить меня за это? Итак, апостол постановил использовать свою свободу так, чтобы укреплять других, а не вредить им ( 1Кор 10:23—33 ).
Борьба, которую ведут христиане и надежда человечества. Павел показал, что христианской свободе грозит определенная опасность. Он написал, что, хотя «закон духа, благодаря которому можно жить в единстве с Христом Иисусом, освобождает... от закона греха и смерти» ( Рм 8:1, 2 ), закон греха и смерти, действующий в теле христианина, пытается снова его пленить. Чтобы победить в этой борьбе, христианин должен сосредоточить свои мысли на духовном ( Рм 7:21—25; 8:5—8 ).
Описав внутреннюю борьбу, которую ведут христиане, Павел говорит о «наследниках со Христом» и называет их «детями Божьими». Далее он вспоминает других людей, «сотворение», и рассказывает об удивительном намерении Бога, согласно которому «создание станет свободным от неволи тления и получит славную свободу детей Божиих» ( Рм 8:12—21 ).
Переносное значение. Стремясь освободиться от своих трудных испытаний, Иов пожелал себе смерти. Он считал, что для страдающих смерть — как освобождение. Словами: «[В могиле] раб освободился от господина своего» — Иов, очевидно, хотел показать, насколько тяжела жизнь рабов ( Ин 3:19 ; ср. стихи 21 , 22 ).
|