Свет кладет конец эпохе тьмы
МИР во времена Иисуса Христа и его апостолов сильно отличался от мира тех времен, когда составлялись Еврейские Писания. Не знающие об этом читатели Библии могут полагать, что в период между пророком Малахией и писателем Евангелия Матфеем существовала социальная и религиозная неразрывность, лишь смутно представляя, что произошло за те 400 лет, которые разделяют этих людей.
Книга Малахии — последняя книга Еврейских Писаний в большинстве современных Библий — заканчивается сообщением о том, что после освобождения из вавилонского плена остаток Израиля вновь поселился на родной земле (Иеремия 23:3). Преданные евреи были призваны ждать дня Божьего суда, который очистит мир от зла и введет мессианскую эру (Малахия 4:1, 2). Между тем бразды правления находились в руках Персии. Персидские войска, расквартированные в Иудее, поддерживали мир и обеспечивали исполнение царских указов силой оружия. (Сравни Ездра 4:23.)
Однако на протяжении следующих четырех веков положение в землях, описываемых в Библии, было нестабильным. Начали распространяться духовная тьма и замешательство. Насилие, терроризм, угнетение, радикальное религиозное мышление, спекулятивная философия и растерянность при столкновении с чужой культурой потрясали Ближний Восток.
Евангелие от Матфея — первая книга Христианских Греческих Писаний — писалось в другой эпохе. Римские легионы навязали людям Pax Romana, или Римский мир. Богобоязненные люди жаждали пришествия Мессии, который положил бы конец страданиям, тирании и бедности и явил бы жизнь, процветание и спокойствие. (Сравни Луки 1:67—79; 24:21; 2 Тимофею 1:10.) Давайте внимательнее рассмотрим, что было движущей силой, которая на протяжении веков, предшествовавших рождению Иисуса Христа, изменила еврейское общество.
Жизнь евреев во времена персидского господства
После того как в 537 году до н. э. Кир объявил об освобождении евреев из вавилонского плена, группа евреев и их спутников нееврейского происхождения вышла из Вавилонии. Этот духовно отзывчивый остаток вернулся в страну разрушенных городов и опустошенных земель. Идумеяне, финикийцы, самаряне, аравийские племена и другие народы уре́зали некогда обширную территорию Израиля. То, что осталось от владений Иуды и Вениамина, стало провинцией Иудея, вошедшей в персидскую сатрапию Абар Нахара (За рекой) (Ездра 1:1—4; 2:64, 65).
В одном труде («The Cambridge History of Judaism») говорится, что под персидским господством в Иудее начался «период расширения и роста населения». Об Иерусалиме в этом труде сказано: «Крестьяне и паломники приносили дары; Храм и город богатели, их богатство привлекало иностранных торговцев и ремесленников». Хотя персы весьма терпимо относились к местному правительству и к религии, они облагали людей суровыми налогами, которые можно было платить только драгоценными металлами. (Сравни Неемия 5:1—5, 15; 9:36, 37; 13:15, 16, 20.)
Последние годы Персидской империи были очень беспокойными, отмеченными бунтами сатрапов. Многие евреи приняли участие в восстании, которое охватило побережье Средиземного моря, и их сослали далеко на север, в Гирканию, расположенную на Каспийском море. Но, очевидно, бо́льшую часть Иудеи карательные меры Персии не затронули.
Греческий период
В 332 году до н. э. на Ближний Восток набросился, подобно барсу, Александр Македонский, но еще до него здесь развилась тяга ко всему греческому (Даниил 7:6). Осознавая, что греческая культура имела политическое значение, Александр намеренно начал «эллинизировать» свою расширяющуюся империю. Греческий язык стал международным. Недолгое правление Александра способствовало развитию у людей любви к софистике, увлеченности спортом и понимания эстетики. Мало-помалу эллинизму подчинилось даже еврейское наследие.
В 323 году до н. э. Александр умер, а его преемники в Сирии и в Египте стали первыми исполнителями ролей «царя северного» и «южного царя», как их назвал пророк Даниил (Даниил 11:1—19). Во время правления египетского «южного царя» Птолемея II Филадельфа (285—246 годы до н. э.) начали переводить Еврейские Писания на язык койне, общегреческий язык. Этот перевод стал известен под названием Септуагинта. Многие стихи из этого перевода цитировались в Христианских Греческих Писаниях. Греческий язык оказался превосходным для того, чтобы передавать миру, находившемуся в духовном замешательстве и поверженному во тьму, более яркие оттенки смысла слов.
После того как царем Сирии и правителем Палестины стал Антиох IV Эпифан (175—164 годы до н. э.), поддерживаемые правительством гонения почти искоренили иудаизм. Под страхом смерти евреев заставляли отрекаться от Иеговы Бога и приносить жертвы только греческим божествам. В декабре 168 года до н. э. над великим жертвенником Иеговы в иерусалимском храме был сооружен языческий жертвенник, на котором стали приносить жертвы Олимпийскому Зевсу. Потрясенные, но не утратившие мужества сельские жители объединились под предводительством Иуды Маккавея и начали ожесточенную борьбу, которая не прекращалась до тех пор, пока они не захватили Иерусалим. Храм был вновь посвящен Богу, и спустя три года после его осквернения, день в день, было возобновлено ежедневное приношение жертв.
Все оставшееся время греческого периода члены иудейской общины энергично стремились расширить свою территорию до древних границ. Их вновь обретенная военная доблесть безбожно использовалась на то, чтобы под страхом смерти обращать в свою веру живших по соседству язычников. Тем не менее власть в городах и селениях определялась греческими политическими взглядами.
В то время претенденты на первосвященство часто оказывались продажными. Их служение было запятнано заговорами, подстроенными убийствами и политическими интригами. Чем более безбожным становился дух, преобладавший среди евреев, тем бо́льшую популярность приобретали греческие виды спорта. Как поразительно было видеть молодых священников, которые пренебрегали своими обязанностями ради участия в спортивных играх! Спортсмены из евреев даже подвергались болезненной операции по устранению признаков обрезания, чтобы не смущаться своего обнаженного вида во время состязаний с язычниками. (Сравни 1 Коринфянам 7:18.)
Религиозные изменения
В первые годы после возвращения из вавилонского плена верные евреи сопротивлялись смешиванию языческих взглядов и философий с истинной религией, которая открывалась в Еврейских Писаниях. В книге Есфирь, которая была написана после более чем 60 лет тесного контакта с Персией, нет и следа зороастризма. Более того, эта религия персов не повлияла и на библейские книги Ездры, Неемии и Малахии, написанные в начале персидского периода (537—443 годы до н. э.).
Однако ученые считают, что в заключительной части персидского периода многие евреи стали перенимать отдельные взгляды поклонников Ахурамазды, верховного персидского божества. Это проявляется в популярных суевериях и убеждениях ессеев. Обычные еврейские слова, обозначавшие шакалов, других животных, обитавших в пустыне, и ночных птиц, стали ассоциироваться у евреев со злыми духами и ночными чудовищами из вавилонского и персидского фольклора.
Евреи начали по-другому относиться к языческим представлениям. Обретали новый смысл понятия о небесах, об аде, о душе, о Слове (Логосе) и о мудрости. А если Бог, как этому тогда учили, был так далек от людей, что больше не общался с ними, значит, были нужны посредники. Этих духовных посредников и покровителей греки называли демонами. Переняв идею о том, что демоны могут быть добрыми или злыми, евреи стали восприимчивы к влиянию злых духов.
В местном поклонении происходили и положительные изменения. Быстро возникали синагоги — места, в которых встречались для религиозного наставления и служения жившие по соседству собрания евреев. Когда, где и как возникли первые еврейские синагоги — точно не известно. Так как они удовлетворяли потребность в поклонении для евреев, которые жили в дальних странах и не могли приходить в храм, то часто полагают, что синагоги появились во время вавилонского плена или после выхода из него. Примечательно, что синагоги оказались превосходным местом для Иисуса и его учеников, чтобы «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).
Иудаизм объединил в себе различные философские направления
Во втором веке до нашей эры стали возникать различные философские школы. Это не были отдельные религиозные организации. Это были, скорее, небольшие общества еврейского духовенства, философов и политических деятелей, которые стремились влиять на людей и управлять народом, делая все это под прикрытием иудаизма.
Занимавшиеся политикой саддукеи были, в основном, богатыми аристократами, известными своей искусной дипломатией еще со времен восстания хасмонеев в середине второго века до нашей эры. Большинство саддукеев были священниками, хотя встречались среди них и деловые люди, и землевладельцы. Ко времени рождения Иисуса большинство саддукеев поддерживали римское господство над Палестиной, потому что они считали его более прочным и способным сохранить существовавшее положение. (Сравни Иоанна 11:47, 48.) Меньшинство (иродиане) полагали, что национальным настроениям лучше отвечало бы правление семьи Ирода. Так или иначе, саддукеи не хотели, чтобы власть над народом была в руках еврейских фанатиков, а в храме заправлял кто-нибудь, кроме священников. Убеждения саддукеев были консервативными, основанными, главным образом, на своем толковании Моисеевых писаний и отражали противоборство саддукеев могущественной секте фарисеев (Деяния 23:6—8). Саддукеи отвергали записанные в Еврейских Писаниях пророчества, считая их спекулятивными. Саддукеи учили, что входящие в состав Библии исторические, поэтические книги и притчи — невдохновленные и несущественные.
Секта фарисеев возникла в греческий период как сильное противодействие в ответ на антиеврейский эллинизм. Однако ко дням Иисуса фарисеи стали жестокими, погрязшими в традициях, приверженными букве закона, гордыми, самодовольными людьми, которые обращали других в свою веру, и учителями, которые стремились управлять народом через наставление в синагоге. Фарисеи происходили, в основном, из средних слоев общества и презирали простых людей. Иисус считал большинство фарисеев карьеристами, безжалостными любителями денег, насквозь пропитанными лицемерием (Матфея, глава 23). В свете своих толкований фарисеи принимали все Еврейские Писания, но считали равноценными им или даже придавали большее значение своим устным преданиям. По словам фарисеев, их предания были «забором вокруг Закона». Но вместо того чтобы служить забором, предания лишали Слово Бога силы и запутывали людей (Матфея 23:2—4; Марка 7:1, 9—13).
Ессеи были мистиками, которые жили, очевидно, несколькими обособленными общинами. Они считали себя истинным остатком Израиля, в чистоте ожидавшим обещанного Мессию. Ессеи вели жизнь набожного аскетизма, посвященную религиозной медитации, а многие из их вероучений отражали персидские и греческие представления.
Несколько разновидностей секты зилотов, действовавших из религиозных соображений и патриотичных до фанатизма, считали врагом, достойным смерти, всякого, кто вставал на пути еврейской государственной независимости. Зилотов сравнивают с хасмонеями и связывают, в первую очередь, с идеалистическими, любящими приключения юнцами. Зилоты, которых принимали за разбойников-убийц или за бойцов сопротивления, вели партизанскую войну, из-за чего дороги страны и городские площади были небезопасны, и это вносило свою лепту в смуту той эпохи.
В Египте греческая философия процветала среди александрийских евреев. Отсюда она распространилась по Палестине и среди широко разбросанной еврейской диаспоры. Еврейские теоретики, написавшие апокрифы и псевдоапокрифы, толковали писания Моисея как туманные, скучные иносказания.
Ко времени установления римской эпохи эллинизация основательно изменила Палестину в социальном, политическом и философском отношениях. Основанную на Писаниях религию евреев заменил иудаизм — смесь вавилонских, персидских и греческих взглядов, которые переплелись с определенной долей библейской истины. Однако саддукеи, фарисеи и ессеи, взятые все вместе, составляли менее 7 процентов от численности народа. В водоворот этих противоборствующих сил попало множество евреев, которые были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Матфея 9:36).
Вот в такой мир тьмы и вошел Иисус Христос. Каким утешением веяло от его ободряющего приглашения: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28). Какими волнующими были его слова: «Я свет миру»! (Иоанна 8:12). И каким прекрасным было его радующее сердце обещание: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12).
Иисус показал, что иудейские религиозные лидеры находились в духовной тьме.
Монета с изображением Антиоха IV (Эпифана).
[Сведения об источнике]
Pictorial Archive (Near Eastern History) Est.
|