Стремление к равенству
НИКОМУ не нравится быть деклассированным. Обычно говорят: «Я такой же, как и всякий другой». И не очень ли нам неприятно, когда кто-нибудь держит себя высокомерно? В сущности, чувствовать себя равным другим действует успокоительно. Но многим уже пришлось испытать, что легче думать о равенстве и говорить о нем, чем достигать его. Рассмотри следующий пример.
В 1776 году английские колонии в Северной Америке предъявили свои требования на автономию. Их знаменитая Декларация Независимости возвестила одну из само собой разумеющихся истин, что «все люди были созданы равными». Дальше было объявлено, что граждане имеют право пользоваться «жизнью, свободой и стремиться к счастью».
Когда 13 колоний отпали от Великобритании, их население насчитывало приблизительно три миллиона. Но больше полмиллиона из них были рабами. Это продолжалось почти сто лет, пока не было отменено в Соединенных Штатах Америки рабство. Томас Джефферсон, бывший побуждающей силой за Декларацией Независимости, всю свою жизнь остался владельцем рабов. Хотя цели Декларации и были благородными, но для того, чтобы достигнуть некоторого основного равенства, нужно было еще много времени.
По всей земле все еще многим недостает свободы, или они испытывают дискриминацию. Сознавая это, различные лица посвящают свою жизнь заданию удалить все виды несправедливости и неравенства. В одном новом опубликовании Организации Объединенных Наций на тему «свобода» говорится больше десяти раз о равенстве и о необходимости равенства. Однако этой цели, очевидно, достичь очень трудно. Но почему?
Проблема состоит в том, что при равенстве следует принимать во внимание многие аспекты, а они не так-то легко определяются. Люди рассматривают равенство различным образом, в зависимости от их обстоятельств. До какой степени вообще можно сказать, что люди равны? Чего мы можем разумным образом ожидать в отношении равенства людей как теперь, так и в будущем?
Равенство — насколько оно осуществлено сегодня?
Принц и ребенок нищих могут быть рождены в одном и том же городе и в один и тот же день, но одному благоприятствуют обстоятельства его рождения, в то время как у другого, несомненно, будет заметно влияние нищеты. Этот аспект уже показывает, почему нельзя сказать, что сегодня все люди рождаются равными.
Многое зависит от того, в каком обществе живут и в какой мере там в течение лет образовалось равенство. В Encyclopedia Britannica дается меткий комментарий:
«Все общества в силу необходимости принимают мероприятия для распределения богатства, власти и других ценностей. Это содействует как равенству, так и неравенству среди отдельных лиц или групп».
Во всяком обществе каждый индивидуально имеет в своем распоряжении что-нибудь, чем владеет только он. Поэтому уже пытались использовать таланты и способности всех отдельных лиц и справедливо распределить материальные ценности и средства производства. Этим руководствуется и коммунистический принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» или: «От каждого — по способностям, каждому — по работе». Несмотря на кажущуюся привлекательность таких философий, среди всех человеческих правительственных систем продолжает существовать неравенство.
Фактом является, что вместо того, чтобы добиваться равенства, известные политические идеологии пытались даже наживать капитал на предполагаемых расовых неравенствах. Вспомни в связи с этим только о том, как подчеркивалась национал-социалистами «господствующая раса». Но мысль о существовании какой-либо господствующей расы с тех пор уже давно отложена. Хотя в отношении физических признаков и существует очевидное различие, но «возможного существования настоящего расового различия в поведении и в умственных способностях установить трудно», — говорится в Encyclopedia Britannica. Следовательно, расовое равенство является основным фактом.
Образование и способности
Если необходимые учреждения легко доступны для каждого, то образование может уравнять многое, но в этом отношении дело не всегда так хорошо. Во многих странах все еще нужно платить даже за начальное образование тяжелым трудом заработанные деньги.
Например, в одной стране южного полушария только 20 % населения грамотны. Там не является необычным встретить семью, в которой двое старших детей получают довольно хорошее школьное образование, а другие дети вообще не ходят в школу — просто потому, что семейный бюджет не позволяет этого. Другие развивающиеся страны находятся перед такой же проблемой.
Так как в нашем современном обществе по экономическим причинам образованным предоставляется возможность продвигаться вперед, то это положение является одной из причин, почему неравенство продолжает пребывать. Степень одного университета все еще более желательна, чем степень другого, так как первый приносит с собой больший престиж. Следовательно, образование ни в коем случае не является последним ответом на сегодняшнюю проблему неравенства.
Основные права
На основании генетических факторов люди никогда не могут быть равными во всех отношениях. Но не согласен ли ты с тем, что в связи с некоторыми основами должно господствовать равенство? Не было бы человечеству намного лучше, если бы в следующих областях были достигнуты успехи?
РАСОВОЕ РАВЕНСТВО: Как мы можем когда-нибудь преодолеть клеймо, которое члены одной расы или класса часто необосновано готовы приклеивать другой? Предубеждения глубоко укоренены и причиняют многие проблемы. Что можно сделать, чтобы гарантировать всем одинаковое обращение с подобающим им достоинством?
ПИТАНИЕ: Как реагируешь ты, когда видишь на картинах голодающих детей и читаешь, что ежегодно умирают миллионы людей из-за недостаточного питания или объясняющихся этим болезней? Известным фактом является, что для мирового населения могло бы быть достаточно питания. Почему оно не распределяется справедливым образом для облегчения такого страдания?
РАБОТА: Безработица может вызывать душевную боль и разочарование, и может привести даже к самоубийству. Действительно ли нет возможности дать всем работу? Нельзя ли уделить всем одинаковые возможности труда?
ОБРАЗОВАНИЕ: Нельзя ли всем людям предоставить по крайней мере основное школьное образование, чтобы можно было преодолеть неграмотность? Не могло бы образование содействовать улучшению условий жизни всех людей, вместо того чтобы увеличивать разницу между классами («богатые становятся все богаче, а бедные все беднее»)? Это было бы так, если бы образование не ограничивалось бы только техническими делами, но и содержало бы основы морали и принципы для хороших человеческих взаимоотношений.
Ты, конечно, согласишься, что предстоит еще долгий путь до того, как будет достигнуто преследуемое равенство!
|