Религиозная нетерпимость в наши дни
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (Статья 18, всеобщая декларация прав человека, 1948 год).
ЕСТЬ ли свобода совести в вашей стране? Большинство стран официально придерживаются этого благородного принципа, который не раз включался в международные декларации. И все же замечено, что в целом ряде стран, где нетерпимость и дискриминация представляют собой жестокую действительность, огромное число людей сегодня не имеет свободы религии. В других странах, где люди различаются по расовому, этническому и религиозному признакам, свобода гарантируется законом, и создается впечатление, что она превозносится как незыблемая традиция.
Однако даже там религиозная свобода некоторых людей подвергается опасности. «Дискриминация на основании религии или убеждений присуща почти всем экономическим, социальным и идеологическим системам и существует во всем мире»,— отметил Анжелу Д’Альмейда Рибейро, бывший в 1986 году Специальным докладчиком, назначенным Комиссией ООН по правам человека. Редакторы Кевин Бойл и Джулиет Шин в своей книге «Свобода религии и убеждений — мировой отчет», опубликованной в 1997 году, пишут: «Преследование религиозных меньшинств [и] запрет иметь те или иные убеждения, а также повсеместная дискриминация... стали обычным явлением в конце XX века» («Freedom of Religion and Belief—A World Report»).
Но религиозная дискриминация затрагивает не только религиозные меньшинства. Профессор Абделфатта Амор, Специальный докладчик по вопросу религиозной нетерпимости, назначенный Комиссией ООН по правам человека, отметил, что «ни одна религия не застрахована от нарушения ее законных прав». Поэтому вполне вероятно, что там, где вы живете, нетерпимость и предубеждения по отношению к некоторым религиям — обычные явления.
Различные формы дискриминации
Религиозная дискриминация может принимать различные формы. В некоторых странах принята только одна религия, которая, фактически, становится государственной, и возможность существования других религий исключается. В других странах издаются законы, накладывающие ограничения на деятельность определенных религий. Законы, принятые в некоторых странах, могут произвольно трактоваться. Посмотрите, насколько легко можно исказить предлагаемый в Израиле законопроект, который предусматривает наказание за ввоз, издание, распространение или хранение брошюр или другой литературы, «где содержится призыв изменить свою веру». Неудивительно, что, как писалось в газете «Интернэшнл геральд трибюн», «в Израиле Свидетели Иеговы терпят притеснения и нападки». Три раза в Зал Царства Свидетелей Иеговы в городе Лод врывались и дважды устраивали погром ультраортодоксальные фанатики. Полиция отказалась вмешиваться.
В книге «Свобода религии и убеждений» приводятся другие примеры нетерпимости: «„Ересь“ и „еретик“ — не только лишь понятия далекого прошлого. [...] Неприятие, преследование и дискриминация тех, кто избирает другой путь, остаются основной причиной нетерпимости. Вот лишь некоторые примеры: ахмадие в Пакистане, бехаизм в Египте, Иране и Малайзии или Свидетели Иеговы в некоторых странах Восточной Европы, Греции и Сингапуре». Очевидно, что во многих частях мира свобода религии подвергается опасности.
Осознавая этот факт, Федерико Майор, Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, сказал, что ближайшее будущее «не сулит миру радужных перспектив. ...Ветра свободы вновь разожгли тлеющие уголья ненависти». Подтверждая эти опасения, директор Центра по правам человека при Эссексском университете в Великобритании отметил: «Все факты свидетельствуют о том, что сегодня в мире религиозная нетерпимость... не только не уменьшается, а скорее растет». Такая возрастающая нетерпимость представляет угрозу для свободы религии, возможно, для вашей тоже. Почему же так важна свобода религии?
Что ставится под вопрос?
«Общество только тогда можно назвать свободным, когда в нем соблюдается основное требование — свобода религии. [...] Без свободы религии и права распространять свою веру не возможно обеспечить ни свободу совести, ни истинную демократию»,— сказал социолог Брайан Уилсон в своей книге «Общечеловеческие ценности в меняющемся мире» («Human Values in a Changing World»). Как было признано недавно одним из судов Франции, «свобода религиозных убеждений — одна из основополагающих свобод общества». Поэтому верующий вы человек или нет, вопрос о защите свободы религии должен интересовать и вас.
Кроме того, репутация страны и доверие к ней других государств зависит от ее отношения к свободе религии. В отчете, представленном в 1997 году на встрече 54 стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе говорилось: «Свобода религии — одна из главных свобод во всем комплексе прав человека, затрагивающая самую суть человеческого достоинства. Никакая система, где нарушаются такие права или допускается их постоянное нарушение, не может законно претендовать на членство в сообществе справедливых демократических государств, в которых основные права человека уважаются».
Свободу религии можно сравнить с частью фундамента здания. На этом фундаменте уже строятся другие свободы — гражданские, политические, культурные и экономические. Если разрушается фундамент, не устоит и все здание. Профессор Франческо Марджиотта Брольо лаконично выразил это так: «Если нарушается свобода [религии], следом за этим страдают другие свободы». Чтобы защитить другие свободы, необходимо в первую очередь защитить свободу религии.
Для того чтобы суметь что-либо защитить, необходимо понимать — что защищать? Каким образом возникла свобода религии? Как она была достигнута и какой ценой?
[Иллюстрация, страница 4]
Религиозная нетерпимость существует с давних времен.
|