Частое и неумеренное употребление алкогольных напитков. Пьяница —
это человек, у которого вошло в привычку злоупотреблять алкогольными
напитками.
В древности в
библейских землях к напиткам, вызывающим опьянение, относилось виноградное вино
(Вт 32:14) и алкогольные напитки
из зерна (Иса 1:22). «Вино,
которое веселит сердце человека» — это дар от Иеговы, и он не запрещает
умеренное употребление вина и других крепких напитков (Пс 104:14, 15; см. ВИНО И КРЕПКИЕ НАПИТКИ; ПИВО).
Осуждается в Библии. Употребление крепких
напитков в количествах, доводящих до опьянения, строго порицается в Библии.
В Притчах писатель ярко и точно описывает последствия злоупотребления алкоголем.
Он пишет: «У кого горе? У кого беспокойство? У кого ссоры? У кого заботы? У кого
раны без причины? У кого мутные глаза? У тех, кто засиживается за вином, кто
ходит в поисках крепленого вина. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно
искрится в чаше [когда вино кажется особенно привлекательным, искрящимся], как
оно приятно пьется [когда оно мягко течет по горлу]. Под конец оно укусит, как
змея, и пустит яд, как гадюка [оно может повредить здоровью (например, вызвать
цирроз печени) и довести до психического расстройства (например, до белой
горячки), а может и убить]. Твои глаза увидят странные видения [алкоголь
подавляет работу всех основных центров мозга; человек перестает контролировать
себя; возникают галлюцинации; провалы в памяти восполняются весьма
правдоподобными рассказами о вымышленных событиях; человек ведет себя развязно],
и сердце заговорит извращенное [человек уже не сдерживает обычно подавляемые
мысли и желания]» (Пр
23:29—33; Ос 4:11; Мф 15:18, 19).
Далее писатель говорит о состоянии пьяного человека: «И ты будешь
словно лежащий в сердце моря [его охватывает смятение, как утопающего, в конце
концов он погружается в бессознательное состояние], словно лежащий наверху мачты
[в этом месте человек сильнее всего ощущает качку, подобно этому в пьяном
состоянии он больше подвержен опасности: с ним может произойти несчастный
случай, инсульт, он может ввязаться в драку]. И скажешь: „Били меня — мне не
было больно, избивали — а я и не знал [здесь пьяный говорит о себе: он не
чувствовал, что с ним происходило и как с ним обращались]. Когда же я проснусь?
Буду снова искать вина [чтобы прийти в себя, ему нужно проспаться, но он раб
алкоголя и уже ждет, когда снова сможет пить]"». Он обеднеет, растрачивая деньги
на выпивку и превращаясь в безответственного человека, которого никто не берет
на работу (Пр 23:20, 21, 34, 35).
Недопустимо в христианском собрании.
Опьянев, человек становится буйным, грубым, начинает шуметь и совершает нелепые
действия, выставляя себя на позор (Пр 20:1; Пс 107:27; Иса 19:14). Поэтому пьянство
недопустимо в христианском собрании. Отношение Бога к этой привычке отражено в
Законе, данном Израилю. Если у родителей был упрямый и непокорный сын, обжора и
пьяница, то его следовало побить камнями (Вт 21:18—21). Подобным образом в
Библии дается повеление исключать из христианского собрания нераскаивающихся
пьяниц и тех, кто не порывает с привычкой пить (1Кр 5:11—13). К «делам плоти»
относятся «пьянство, кутежи» — то, чем занимаются люди в мире. Если христианин,
очистившись от таких дел, позднее вновь к ним возвращается и не раскаивается в
этом, он не войдет в Царство Бога (1Кр 6:9—11). Ему не следует больше
поступать «по воле других народов»: он не должен предаваться излишеству в вине и
участвовать в попойках (1Пт
4:3). Ему нужно отдавать все свое время и силы на то, чтобы развивать плод
духа (Гл 5:19—24).
Говоря об «ужине Господа», апостол Павел осудил коринфских христиан
за допускаемые злоупотребления. Некоторые приносили на место встречи собрания
еду и вино. Имея все в преизбытке, они не делились со своими нуждающимися
братьям и ставили их в неловкое положение. Когда подходило время праздновать
Вечерю воспоминания, кто-то был не в состоянии ее отмечать, потому что слишком
много съел и выпил, а кто-то мучился от голода. Вот почему Павел сказал: «Кто-то
голоден, а кто-то пьян» (1Кр
11:20—22).
Как видно из Закона, алкогольные напитки нельзя употреблять перед
участием в религиозном служении. Израильским священникам под страхом смерти
запрещалось пить вино и крепкие напитки во время исполнения своих обязанностей
(Лв 10:8—11).
Почему в Библии
говорится об опьянении
таких людей, как Ной
и Лот?
В Библии
упоминаются несколько случаев опьянения, так как они проливают свет на некоторые
важные события. Например, в ней сообщается, что Ной, который после Потопа
посадил виноградник, выпил вина и опьянел. Этот случай записан в Библии для
того, чтобы показать, при каких обстоятельствах Ной проклял Ханаана (Бт 9:20—27). В другом сообщении
рассказывается о том, как две дочери Лота дважды напоили отца допьяна, чтобы
вступить с ним в половую связь (Бт
19:30—38). Этот рассказ объясняет, откуда произошли моавитяне и аммонитяне и
какие отношения связывали их с народом Израиль. Хотя тогда Лот, очевидно,
опьянел настолько, что потерял здравомыслие, он все же был в состоянии вступить
в сексуальные отношения. Поскольку в Слове Бога пьянство строго осуждается,
можно не сомневаться, что эти праведные мужчины не имели привычки напиваться.
Они не были пьяницами. Эти эпизоды подтверждают правдивость Библии: рассказывая
о событиях, связанных с какими-либо людьми, она не утаивает истину. Другие
случаи опьянения упоминаются в 1 Самуила 25:36—38, 2 Самуила 11:13 и 1 Царей 20:15—21.
Ошибочное предположение. Когда в Пятидесятницу 33 г.
н. э. на учеников Христа был излит святой дух и они заговорили на разных языках,
некоторые сказали: «Они напились сладкого вина». Но Петр объяснил: «Эти люди
вовсе не пьяны, как вы думаете, потому что теперь третий час дня», или около 9 ч
утра, считая от восхода солнца (примерно в 6 ч утра) (Де 2:1—4, 13—15). У тех, кто собрался на
празднование Пятидесятницы, был свиток с пророчеством Исаии, в котором
говорилось: «Горе тем, кто встает рано утром, чтобы искать крепких напитков» (Иса 5:11). В те времена никто не
устраивал застолий в столь ранние часы. Поэтому не было оснований полагать,
будто 120 человек собрались так рано, чтобы вместе пить. В отношении привычки
напиваться Павел пишет: «Напивающиеся, как правило, бывают пьяны ночью» (1Фс 5:7).
Символическое пьянство.
Вожди десятиплеменного царства, в котором наиболее влиятельным было племя
Ефрема, были духовно пьяны от «вина». Они дорожили политической независимостью
от царства Иуды и полагались на союзы с врагами Иуды, цари которого сидели «на
престоле Иеговы» (1Лт 29:23).
Несомненно, они устраивали и буквальные попойки. Эти люди состояли в соглашении
с Иеговой Богом, но с самонадеянностью, свойственной пьяным, нарушали это
соглашение и оскорбляли Бога (Иса
28:1—4).
В
символических пьяниц превратились также священники и вожди Иуды. Будучи
религиозными наставниками, они добавили к Закону традиции людей; они видели
ложные видения и говорили ложь о Божьем святом народе. Они обращались за помощью
не к Богу, а к Ассирии (Иса
29:1, 9—14; 2Цр 16:5—9). Как и было
предсказано, в 740 г. до н. э. Ассирия захватила «пьяный» Израиль. Позднее
выпить чашу ярости Иеговы пришлось отступническому Иуде: в 607 г. до н. э. он,
шатаясь, как пьяный, пошел в плен в Вавилон (Иса 51:17—23). Однако Вавилон
(«царь Сесаха») обращался с народом Бога слишком сурово, и спустя 68 лет ему
самому пришлось выпить ту же чашу (Иер 25:15—29).
Символический «Вавилон Великий» изображается в Библии как пьяная
проститутка, которая держит в руке «золотую чашу, полную мерзостей и нечистот ее
блуда». Жители земли опьянены «вином ее блуда». А сама она «пьяна от крови
святых и от крови свидетелей Иисуса». За то, что она предается пьяному разгулу,
она будет навеки уничтожена (Отк
17:1—6, 16; 14:8; 18:8; см. ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ).
|