Утверждение о том, что кто-то совершил проступок или преступление. На основании такого утверждения обвиняемого призывают к ответу. (См. также ВИНА, ПРОСТУПОК.)
Одно из еврейских слов, передающих мысль об обвинении,— это слово ситна́, которое происходит от глагола сата́н, означающего «противодействовать». В «Переводе нового мира» на русском языке оно передано как «донос» (Езд 4:6; ср. Зх 3:1). В Христианских Греческих Писаниях словом «обвинять» чаще всего переводится слово категоре́о, которое означает «говорить против» кого-либо, обычно в юридическом смысле (Мк 3:2; Лк 6:7). В Луки 16:1, где говорится: «У одного богатого человека был управляющий, и ему донесли, что тот расточительно обращается с его имуществом», греческое слово диаба́лло (форма которого переведена здесь как «донесли») можно также перевести как «клеветать» (Int). Оно родственно слову диа́болос (озн. «клеветник»), от которого происходит слово «Дьявол».
Греческое слово сикофанте́о, переведенное в Луки 3:14 как «обвинять ложно», в Луки 19:8 переводится как «вытребовать по ложным обвинениям». Буквально оно означает «взять, указав на инжир (фиги)». Происхождение этого выражения объясняют по-разному. Согласно одной из версий, в древних Афинах был наложен запрет на вывоз инжира. Человек, который обвинял кого-либо в попытке вывезти эти плоды, назывался «сикофант». Позднее так стали называть злостных доносчиков, которые обвиняли других из жажды наживы, а также клеветников и шантажистов.
Иногда призвать к ответу и обвинить в преступлении могут невиновного человека, который стал жертвой ложного обвинителя. Поэтому еврейский закон не только обязывал каждого в народе призывать к ответу тех, кто совершал проступок или преступление, но и предусматривал для обвиняемых возможность защитить себя. Это показывают некоторые примеры из Моисеева закона. Если человек знал что-либо о преступлении, он должен был выдвинуть обвинение в присутствии наделенных властью людей (Лв 5:1; 24:11—14). Те в свою очередь должны были все выяснить, исследовать и тщательно расспросить о выдвинутых обвинениях, чтобы установить, обоснованны ли они, и лишь затем вынести решение о наказании (Вт 13:12—14). Свидетелю нельзя было скрывать преступление и воздерживаться от обвинения преступника, даже если это был его близкий родственник — брат, сын, дочь или спутник жизни (Вт 13:6—8; 21:18—20; Зх 13:3). Требовались показания двух или трех свидетелей, а не просто слова одного обвинителя (Чс 35:30; Вт 17:6; 19:15; Ин 8:17; Евр 10:28).
Закон Моисея также давал обвиняемому право встретиться со своим обвинителем лицом к лицу в суде, чтобы судьи могли полностью удостовериться, правдивы ли обвинения (Вт 19:16—19; 25:1). Показательный пример этого — спор о ребенке, с которым перед мудрым царем Соломоном предстали две проститутки (1Цр 3:16—27).
По римскому закону обвинители также были обязаны являться в суд. Поэтому правители Феликс и Фест разбирали дело Павла, римского гражданина, в присутствии его обвинителей (Де 22:30; 23:30, 35; 24:2, 8, 13, 19; 25:5, 11, 16, 18). Однако к цезарю в Рим Павел был отправлен по своей просьбе. Он воззвал к нему не для того, чтобы обвинить в чем-то свой народ, а для того, чтобы оправдать себя (Де 28:19). Павел не обвинял иудейский народ в преступлениях, не делал этого и Иисус. Это сделал Моисей — тем, как поступал, и тем, что написал (Ин 5:45).
Трех евреев обвинили в том, что они не поклонились золотому истукану, установленному Навуходоносором, и бросили в печь. Обвинение было справедливым, хотя и опиралось на плохой закон. Однако те евреи не совершили никакого преступления, и когда они воззвали к Верховному небесному суду, то Иегова снял с них все обвинения (Дан 3:8—25). Подобным образом Даниил был избавлен от смерти, а обвинителей, устроивших против него заговор, бросили на съедение львам (Дан 6:24). Словом «обвинять» в этих двух отрывках переведено арамейское выражение, которое буквально означает «есть куски [мяса, оторванные от тела]» и может переводиться как «клеветать» (Дан 3:8; 6:24, NW, сноски). Во время восстановления храма в Иерусалиме противники написали донос, обвинив строителей в преступлениях. В результате их ложных обвинений на строительство был наложен запрет, который впоследствии признали незаконным (Езд 4:6—6:12). В I в. религиозные руководители также искали возможности обвинить Иисуса в нарушении закона (Мф 12:10; Лк 6:7). В конце концов они добились ареста этого невиновного человека и в ходе судебного разбирательства яростно обвиняли его — того, кто был праведен (Мф 27:12; Мк 15:3; Лк 23:2, 10; Ин 18:29). Из этих примеров видно, насколько аморально выдвигать против других ложные обвинения, особенно если это делают те, кто наделен властью (Лк 3:14; 19:8).
Надзиратели и служебные помощники в христианском собрании должны быть невиновными в лжесвидетельстве против других. Кроме того, они сами должны быть безупречными, то есть свободными от обвинений (1Тм 3:10; Тит 1:6). Если против старейшины выдвигается обвинение, то его должны подтвердить два или три свидетеля (Мф 18:16; 2Кр 13:1; 1Тм 5:19). Безупречным, или свободным от обвинений, должно быть и все собрание (1Кр 1:8; Кл 1:22). Однако это не означает, что члены собрания не будут подвергаться ложным обвинениям, ведь Сатана Дьявол, главный Противник,— это «обвинитель наших братьев, обвиняющий их перед нашим Богом день и ночь» (Отк 12:10).
|