Новое рождение. Как оно происходит?
ИИСУС говорил с Никодимом не только о том, насколько важно новое рождение, кто его дает и какова его цель, но и о том, как оно происходит. Он сказал: «Кто не родится от воды и духа, тот не сможет войти в царство Бога» (Иоанна 3:5). Как видно, человек получает новое рождение благодаря воде и духу. О какой воде и о каком духе идет речь?
Никодим был иудейским религиозным учителем, и он знал, что, согласно Священному Писанию, «дух Бога» — это Божья действующая сила, благодаря которой люди совершали великие дела (Бытие 41:38; Исход 31:3; 1 Самуила 10:6). Поэтому, когда Иисус говорил о духе, Никодим понимал, что он имеет в виду святой дух Бога.
А что подразумевается под водой? Вспомним, на фоне каких событий происходил разговор Иисуса с Никодимом. Иоанн Креститель, а также ученики Христа крестили людей в воде (Иоанна 1:19, 31; 3:22; 4:1—3). И об этом хорошо знали в Иерусалиме. Поэтому, когда Иисус упомянул о воде, Никодим должен был понять, что речь идет о воде, в которую погружается человек при крещении*.
Если родиться от воды означает «креститься в воде», что тогда означает родиться от духа? Еще до того, как состоялся разговор между Иисусом и Никодимом, о крещении духом говорил Иоанн Креститель. Он проповедовал: «Я крестил вас водой, а он [Иисус] будет крестить вас святым духом» (Марка 1:7, 8). Вот как описывается в Евангелии от Марка первый случай такого крещения: «В те дни из галилейского города Назарета пришел Иисус, и Иоанн крестил его в Иордане. Как только он поднялся из воды, он увидел раскрывающиеся небеса и дух, опускающийся на него в облике голубя» (Марка 1:9, 10). Когда Иисус был погружен в Иордан, он крестился водой. А когда на него с неба сошел Божий дух, он крестился святым духом.
Спустя три с лишним года после своего крещения Иисус пообещал ученикам: «Вы через несколько дней будете крещены святым духом» (Деяния 1:5). Когда это произошло?
В Пятидесятницу 33 года н. э. В тот день около 120 учеников Христа собрались в одном из домов в Иерусалиме. «Внезапно с неба донесся шум, как от сильного порывистого ветра, и наполнил весь дом, в котором они сидели. И они увидели языки, как бы огненные... и все они исполнились святого духа» (Деяния 2:1—4). Затем апостол Петр обратился к иудеям, собравшимся в Иерусалиме, с такими словами: «Раскайтесь и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов, и получите дар святого духа». Какой был отклик? «Те, кто приняли его слово всем сердцем, крестились, и в тот день присоединилось около трех тысяч душ» (Деяния 2:38, 41).
То, что мы узнали о крещении водой и духом, помогает понять, как происходит новое рождение. Оно происходит в два этапа. Как мы увидели из Библии, сначала Иисус крестился в воде, а затем получил святой дух. Подобным образом, первые последователи Христа вначале крестились в воде (некоторые у Иоанна Крестителя), а потом получили святой дух (Иоанна 1:26—36). Так же крестились и 3 000 новообращенных.
А как должно происходить новое рождение в наши дни? Так же, как во времена апостолов Христа и первых христиан. Вначале человек раскаивается в своих грехах, оставляет неправильный образ жизни, посвящает свою жизнь Иегове и публично заявляет о своем решении служить Богу, принимая водное крещение. Затем, если Бог изберет его одним из правителей небесного Царства, он будет помазан святым духом. Первый этап, крещение водой, происходит по воле человека, второй, крещение духом,— по воле Бога. Пройдя эти два этапа, человек рождается снова.
Но почему в разговоре с Никодимом Иисус сказал, что от воды и духа нужно родиться? Он хотел показать, что с теми, кто крестится водой и духом, происходит значительная перемена. Об этом мы поговорим в следующей статье.
В том же смысле слово «вода» употребил апостол Петр, говоря о крещении: «Разве может кто-нибудь отказать в воде?» (Деяния 10:47, Восстановительный перевод).
Иоанн крестил раскаявшихся израильтян в воде
|