НИСА́Н
Так после вавилонского плена стал называться первый лунный месяц еврейского священного календаря, соответствующий марту — апрелю (Не 2:1; Эсф 3:7). Этот месяц, ранее называвшийся «авив», первоначально считался седьмым; очевидно, именно о нем говорится в Бытии 8:4. Во время исхода из Египта Иегова повелел считать его «первым среди месяцев года» (Исх 12:2; 13:4; Чс 33:3). Так возникло различие между священным календарем, введенным Иеговой, и светским, который существовал и раньше. (См. АВИВ; КАЛЕНДАРЬ.)
В этом весеннем месяце часто бывало довольно прохладно; в Иерусалиме по ночам разводили костры, чтобы греться (Ин 18:18). Мог даже выпасть снег, как это произошло в том городе 6 апреля 1949 г. Примерно в нисане заканчивался сезон дождей; земледельцы рассчитывали на поздние, или весенние, дожди, благодаря которым зерно созревало, поспевая к жатве (Вт 11:14; Ос 6:3; Иер 5:24). В это время года обычно разливался Иордан (ИсН 3:15; 1Лт 12:15). В прибрежных долинах начиналась жатва ячменя, а в долине Иордана, в субтропиках, дозревала пшеница (Рф 1:22; 2:23). Приблизительно в это время израильские разведчики смогли укрыться в Иерихоне под собранным льном, который был разложен на крыше дома Раав (ИсН 2:6; 4:19).
Коррективы в лунном календаре. Божья заповедь требовала от израильтян 16 нисана (авива) приносить первый сноп урожая, а на 50-й день после этого — еще одно хлебное приношение. Эти приношения по времени совпадали с жатвой соответственно ячменя и пшеницы. Ввиду данного предписания требовалось вносить коррективы в лунный календарь, который был принят у израильтян. Было необходимо восполнять недостающие 111⁄4 дней, составлявших разницу между полным солнечным годом и менее продолжительным лунным. Иначе получалось бы, что по прошествии трех лет нисан наступал бы примерно на 33 дня раньше положенного, то есть намного раньше времени жатвы ячменя. В Библии не уточняется, каким способом израильтяне первоначально вносили в календарь необходимые коррективы, однако есть сведения, что каждые два или три года добавлялся 13-й месяц, благодаря чему времена года начинались и заканчивались в обычных для них месяцах. Вероятно, в этом помогало простое наблюдение за временно́й разницей между весенним равноденствием, наступающим ежегодно приблизительно 21 марта, и новолунием. Если новолуние, с которого должен был бы начаться нисан (авив), по времени было слишком далеко от весеннего равноденствия, тогда начинающийся месяц считался 13-м, или добавочным, а нисан начинался со следующего новолуния. Только в IV в. н. э. иудеи перешли на упорядоченный календарь, в котором все было четко определено.
Первым праздником нисана была Пасха, которую впервые отметили в Египте; празднование приходилось на 14 нисана — в тот день в жертву приносили пасхального ягненка (Исх 12:2—14; Лв 23:5; Вт 16:1). На следующий день начинался Праздник пресных лепешек, длившийся неделю — с 15 по 21 нисана. 16 нисана приносились первые плоды урожая ячменя (Исх 12:15—20; 23:15; 34:18; Лв 23:6—11).
Вводится Ужин Господа. Спустя более 15 столетий после исхода из Египта, 14 нисана 33 г. н. э., Иисус собрал 12 своих апостолов в Иерусалиме, чтобы в последний раз, пока действовал Закон, отпраздновать Пасху. Отослав предателя Иуду, он ввел Ужин Господа, или Вечерю воспоминания своей смерти (Мф 26:17—30; 1Кр 11:23—25). Еще до окончания 14 нисана он умер как Ягненок Бога. 16 нисана, в день, когда священник по обыкновению должен был помахать в храме первым снопом ячменя, Иисус был возвращен к жизни как первый плод воскресения (Лк 23:54—24:7; 1Кр 15:20).
Иисус заповедал: «Делайте это в воспоминание обо мне». Повинуясь его заповеди, последователи Христа до сих пор отмечают 14 нисана как день памяти его смерти (Лк 22:19, 20; см. УЖИН ГОСПОДА).
|