Определение. Состояние, при котором человек не зависит от других, не подчиняется чьей-либо власти или влиянию или утверждает, что это так. Люди наделены свободой воли, и поэтому у них есть естественное желание быть в какой-то мере независимыми. Однако стремление к абсолютной независимости может привести к непослушанию и даже мятежу.
Становятся ли люди по-настоящему свободными, когда они отвергают библейские нормы?
Рим. 6:16, 23: «Разве не знаете, что кому вы отдаете себя в рабство для повиновения, тому вы и рабы, потому что повинуетесь ему: либо рабы греха к смерти, либо рабы послушания к праведности? ...Плата греха — смерть, а дар Бога — вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу».
Гал. 6:7—9: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление, а сеющий в дух пожнет от духа вечную жизнь. Не будем же опускать руки, делая добро».
Безнравственность. «Занимающийся блудом грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18). «Кто же прелюбодействует с женщиной... тот губит свою душу» (Прит. 6:32). (О гомосексуализме смотри Римлянам 1:24—27.) (Недозволенные сексуальные связи могут доставить временное удовольствие. Но они влекут за собой мучительные болезни, нежелательную беременность, аборт, ревность, угрызения совести, эмоциональные страдания и неодобрение Бога, от которого зависит наше будущее.)
Стремление к богатству. «Те, кто решили разбогатеть, впадают в искушение, и в ловушку, и во многие безрассудные и пагубные желания, которые приводят людей к уничтожению и гибели. Ведь корень всего злого — любовь к деньгам, и некоторые, предавшись этой любви, были отведены от веры и пронзили себя многими страданиями» (1 Тим. 6:9, 10). «Скажу своей душе: „Душа, у тебя собрано много добра на многие годы. Отдыхай, ешь, пей, веселись“. Но Бог сказал ему: „Неразумный, сегодня ночью у тебя потребуют твою душу. Кому же достанется все, что ты накопил?“ Так бывает с тем, кто копит сокровища для себя, но не богат в глазах Бога» (Луки 12:19—21). (Богатство не приносит подлинного счастья. Стремление разбогатеть часто приводит к проблемам в семье, подорванному здоровью и духовному краху.)
Злоупотребление алкоголем. «У кого горе? У кого беспокойство? У кого ссоры? У кого заботы? У кого раны без причины? У кого мутные глаза? У тех, кто засиживается за вином, кто ходит в поисках крепленого вина. Под конец оно укусит, как змея, и пустит яд, как гадюка» (Прит. 23:29, 30, 32). (На первых порах алкоголь, возможно, и помогает человеку забыть о проблемах, но забыть — не значит решить. Когда человек приходит в себя, проблем у него не становится меньше, а часто к ним добавляются еще и новые. Злоупотребляя алкоголем, человек теряет самоуважение, губит свое здоровье, разрушает свою семью и взаимоотношения с Богом.)
Употребление наркотиков. Смотри статью «Наркотики», страницы 239—245.
Плохое общение. Если бы какие-нибудь нечестные люди сказали тебе, что знают, как без особого труда получить много денег, присоединился бы ты к ним? «Не ходи с ними одной дорогой. Удержи свою ногу от их пути, потому что их ноги бегут к беззаконию, и они спешат пролить кровь» (Прит. 1:10—19). Будешь ли ты считать подходящим другом человека, который кажется очень хорошим, но не поклоняется Иегове? Сихем был сыном ханаанского начальника. В Библии говорится, что он был «самым уважаемым человеком в доме своего отца». Но он «взял ее [Дину], лег с ней и изнасиловал ее» (Быт. 34:1, 2, 19). Разве для тебя не должно иметь значение то, что человек не верит в те истины, которые ты узнал из Слова Бога? «Не заблуждайтесь. Плохое общение портит полезные привычки» (1 Кор. 15:33). Что будет чувствовать Иегова, если ты будешь искать друзей среди тех, кто его не любит? Одному иудейскому царю, который так поступал, пророк Иеговы сказал: «За это против тебя разгорелось негодование Иеговы» (2 Лет. 19:1, 2).
Кто подтолкнул людей к мысли о том, что они могут принимать собственные решения, не обращая внимания на Божьи заповеди?
Быт. 3:1—5: «Змей [за которым стоял Сатана; смотри Откровение 12:9] заговорил с женщиной и спросил ее: „Действительно ли Бог сказал, что вам нельзя есть со всех деревьев в саду?“ На это женщина сказала змею: „Плоды с деревьев сада мы можем есть. Но о плодах дерева, которое посреди сада, Бог сказал: „Не ешьте с него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть“. Тогда змей сказал женщине: „Нет, вы не умрете. К тому же Бог знает, что в тот день, когда вы съедите с него, ваши глаза откроются и вы станете как Бог, знающими добро и зло“».
Какой дух движет тем, кто пренебрегает волей Бога ради удовлетворения своих желаний?
Эф. 2:1—3: «Вас же Бог оживил — вас, прежде мертвых в своих проступках и грехах, в которых вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира [которым правит Сатана], по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности. Да, живя среди них, все мы когда-то поступали по желаниям плоти, делая то, к чему влекла плоть и помыслы, и от рождения, как и все остальные, были детьми гнева».
Каких проявлений духа независимости важно избегать тем, кто утверждает, что служит Богу?
Прит. 16:18: «Гибели предшествует гордость, и падению — надменный дух».
Прит. 5:12: «Ты будешь вынужден сказать: „Зачем я ненавидел наставление и почему мое сердце пренебрегало исправлением?“». (Как видно из контекста, дух независимости может привести человека к серьезным проблемам.)
Чис. 16:3: «Они собрались против Моисея и Аарона [которых Иегова использовал в своем народе в качестве надзирателей] и сказали им: „Довольно! Ведь все в обществе святы и среди них Иегова. Почему же вы ставите себя выше собрания Иеговы?“».
Иуды 16: «Эти люди — ропотники, жалующиеся на свою долю в жизни и поступающие по своим собственным желаниям. Их уста говорят напыщенные слова, и ради своей выгоды они восторгаются другими людьми».
3 Иоан. 9: «Диотреф, который любит первенствовать среди них, ничего не принимает от нас с уважением».
Прит. 18:1: «Обособляющийся ищет собственной прихоти, восстает против всей практической мудрости».
Иак. 4:13—15: «Теперь послушайте вы, кто говорит: „Сегодня или завтра мы отправимся в этот город и проведем там год, будем вести дело и получать прибыль“, хотя вы не знаете, что́ будет с вами завтра. Ведь вы — туман, который ненадолго появляется, а затем исчезает. Вместо этого вам следовало бы говорить: „Если Иегова пожелает, будем живы и сделаем это или то“».
Под чье влияние попадает тот, кто, находясь в христианском собрании, но желая быть независимым, начинает подражать этому миру? И как на это смотрит Бог?
1 Иоан. 2:15; 5:19: «Не любите ни мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви к Отцу». «Весь мир лежит во власти Злого».
Иак. 4:4: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
|