НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ ЗАКОНА
ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Иегова Бог — Верховный Владыка (Исх 19:5; 1См 12:12; Иса 33:22)
Царь сидел на «престоле Иеговы» как его представитель (1Лт 29:23; Вт 17:14, 15)
Другие начальники (начальники племен, начальники над тысячами, сотнями, полусотнями и десятками) избирались на основании их страха перед Богом, надежности и неподкупности (Исх 18:21, 25; Чс 1:44)
Следовало уважать всех, кого Бог наделил властью: начальников, священников, судей, родителей (Исх 20:12; 22:28; Вт 17:8—13)
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
(Все они заключались в самой важной заповеди в Законе, а именно: любить Иегову всем сердцем, разумом, душой и силой [Вт 6:5; 10:12; Мк 12:30])
Поклоняться следовало только Иегове (Исх 20:3; 22:20; Вт 5:7)
Отношения с Богом должны были быть основаны главным образом на любви (Вт 6:5, 6; 10:12; 30:16)
Всем следовало бояться Бога, чтобы не ослушаться его (Исх 20:20; Вт 5:29)
Имя Бога нельзя было использовать неподобающим образом (Исх 20:7; Вт 5:11)
Приближаться к Богу можно было только так, как он указал (Чс 3:10; Лв 10:1—3; 16:1)
Все были обязаны соблюдать субботу (Исх 20:8—11; 31:12—17)
Встречи для поклонения (Вт 31:10—13)
Все мужчины должны были собираться три раза в году: на Пасху и Праздник пресных лепешек, Праздник недель и Праздник шалашей (Вт 16:16; Лв 23:1—43)
Человек, который намеренно не отметил Пасху, должен был «быть истреблен» (Чс 9:13)
Поддержка священства
Левиты получали от других племен десятину, или десятую часть от всех произведений земли (Чс 18:21—24)
Левиты должны были отдавать священникам лучшую десятую часть от полученного (Чс 18:25—29)
Принесение жертв (Евр 8:3—5; 10:5—10)
Различные жертвы, предписанные Законом: постоянные всесожжения (Лв, гл. 1; Чс, гл. 28), мирные жертвы (Лв, гл. 3; Лв 19:5), жертвы за грех (Лв, гл. 4; Чс 15:22—29), жертвы за вину (Лв 5:1—6:7), хлебные приношения (Лв, гл. 2), питьевые приношения (Чс 15:5, 10), приношения размахивания (Лв 23:10, 11, 15—17)
Запрещалось участвовать в ложном поклонении
Поклоняться идолам (Исх 20:4—6; Вт 5:8—10)
Делать нарезы на теле ради умерших, наносить на себя татуировки (Лв 19:28)
Сажать дерево, чтобы оно было священным столбом (Вт 16:21)
Приносить в свой дом мерзость, подлежавшую уничтожению (Вт 7:26)
Склонять к мятежу против Иеговы (Вт 13:5)
Призывать к участию в ложном поклонении (Вт 13:6—10; 17:2—7)
Переходить на сторону ложного поклонения (Вт 13:12—16)
Посвящать своих детей ложным богам (Лв 18:21, 29)
Заниматься спиритизмом, волшебством (Исх 22:18; Лв 20:27; Вт 18:9—14)
ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ
(Священникам исполнять их обязанности помогали левиты [Чс 3:5—10])
Учить Закону Бога (Вт 33:8, 10; Мл 2:7)
Служить судьями, руководствуясь Божьими законами (Вт 17:8, 9; 19:16, 17)
Приносить жертвы за народ (Лв, гл. 1—7)
Спрашивать Бога через урим и туммим (Исх 28:30; Чс 27:18—21)
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОБРАНИЮ ИЗРАИЛЯ
Частью собрания Израиля могли стать не только те, кто родился в этом народе
Люди из других народов могли, приняв обрезание, поклоняться Иегове
Такие пришельцы были обязаны соблюдать все условия соглашения Закона (Лв 24:22)
Кто не мог стать частью собрания Израиля
Никакой калека, у которого повреждены яички или отрезан мужской член (Вт 23:1)
Незаконнорожденный сын и его потомки до «десятого поколения» (Вт 23:2)
Аммонитянин и моавитянин (очевидно, мужчины) ни в каком поколении, так как они не проявили гостеприимства к израильтянам во время их выхода из Египта, а оказали им противодействие (Вт 23:3—6)
Сыновья, родившиеся у египтян «в третьем поколении», могли стать частью собрания (Вт 23:7, 8)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
(Законы, касавшиеся судебных дел, подчеркивали справедливость и милосердие Иеговы. У судей была свобода проявлять милосердие, принимая во внимание обстоятельства. Эти законы помогали народу оставаться неоскверненным и защищали права каждого израильтянина)
Судьи
Священники, цари и другие люди, назначенные судьями (Исх 18:25, 26; Вт 16:18; 17:8, 9; 1Цр 3:6, 9—12; 2Лт 19:5)
Считалось, что предстать перед судьей — это то же, что предстать перед Иеговой (Вт 1:17; 19:16, 17)
Судебные разбирательства
Обычные дела рассматривали судьи (Исх 18:21, 22; Вт 25:1, 2; 2Лт 19:8—10)
Если нижестоящий суд не мог принять решение, дело передавали вышестоящему суду (Исх 18:25, 26; 1Цр 3:16, 28)
Необычные или трудные дела, которые рассматривали священники:
Случаи, связанные с ревностью или с неверностью жены (Чс 5:12—15)
Когда свидетель обвинял кого-то в преступлении (Вт 19:16, 17)
Когда рассматривалось дело о насилии или о пролитии крови и когда было трудно принять решение или оно оспаривалось (Вт 17:8, 9; 21:5)
Когда находили убитого на поле и было неизвестно, кто убийца (Вт 21:1—9)
Свидетели
Для установления истины требовалось не меньше двух свидетелей (Вт 17:6; 19:15; ср. Ин 8:17; 1Тм 5:19)
Руки свидетелей должны были быть на виновном первыми, чтобы предать его смерти. Это удерживало от ложного, поспешного или неточного свидетельства (Вт 17:7)
Ложное свидетельство
Лжесвидетельство строго запрещалось (Исх 20:16; 23:1; Вт 5:20)
Лжесвидетель нес наказание, предусмотренное за преступление, в котором он обвинил человека (Вт 19:16—19)
Взяточничество, лицеприятие в суде
Взяточничество запрещалось (Исх 23:8; Вт 27:25)
Нельзя было извращать справедливость (Исх 23:1, 2, 6, 7; Лв 19:15, 35; Вт 16:19)
Человека отдавали под стражу, только если дело было сложным и его должен был решить Иегова (Лв 24:11—16, 23; Чс 15:32—36)
Виды наказания
Удары — не больше 40, чтобы не опозорить человека (Вт 25:1—3; ср. 2Кр 11:24)
Побивание камнями до смерти, после чего тело могли повесить на столбе — такой человек считался проклятым (Вт 13:10; 21:22, 23)
Возмездие — наказание, соответствовавшее преступлению (Лв 24:19, 20)
Возмещение ущерба: если чье-то животное испортило чужое имущество (Исх 22:5; 21:35, 36); если кто-то зажег огонь, который повредил чужое имущество (Исх 22:6); если кто-то убил чужое домашнее животное (Лв 24:18, 21; Исх 21:33, 34); если кто-то случайно присвоил себе что-то из «святынь», например десятину или жертву (Лв 5:15, 16); если кто-то сказал своему ближнему неправду о том, что ему поручено, или о находящемся в его руке залоге, или об ограблении, или лживо поклялся о чем-то из этого (Лв 6:2—7; Чс 5:6—8)
Города-убежища
Человек, совершивший неумышленное убийство, мог убежать в ближайший город-убежище (Чс 35:12—15; Вт 19:4, 5; ИсН 20:2—4)
Суд проходил в той местности, где произошло убийство
Если устанавливали, что человек убил другого случайно, он должен был жить в городе-убежище до смерти первосвященника (Чс 35:22—25; ИсН 20:5, 6)
Того, кто совершил умышленное убийство, предавали смерти (Чс 35:30, 31)
БРАК, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ
(Закон защищал Израиль, сохраняя святость брака и семейной жизни)
Первый брак заключил Иегова (Бт 2:18, 21—24)
Муж был владельцем жены, но отвечал перед Богом за то, как с ней обращается (Вт 22:22; Мл 2:13—16)
Полигамия разрешалась, но регламентировалась, чтобы защитить женщину и ее детей (Вт 21:15—17; Исх 21:10)
Мужчина, соблазнивший девушку, был обязан на ней жениться (если ее отец не был против) (Исх 22:16, 17; Вт 22:28, 29)
Когда человек умирал, не оставив сына, на вдове женился его брат — такой брак назывался левиратным; того, кто отказывался вступать в такой брак, подвергали позору (Вт 25:5—10)
Запрещалось заключать брачные союзы с чужеземцами (Исх 34:12—16; Вт 7:1—4), но на пленницах жениться разрешалось (Вт 21:10—14)
Женщины, наследовавшие землю, должны были выходить замуж внутри племени (Чс 36:6—9)
Развод
Разводиться мог только муж (из-за чего-то предосудительного в поведении жены); он должен был дать жене свидетельство о разводе (Вт 24:1—4)
Мужчине нельзя было разводиться с женщиной, которую он соблазнил (Вт 22:28, 29)
Мужчина не мог жениться на женщине, с которой развелся, после того как она развелась со вторым мужем или он умер (Вт 24:1—4)
Совершавших прелюбодеяние предавали смерти — как мужчину, так и женщину (Исх 20:14; Вт 22:22)
Кровосмешение
Израильтянин не мог жениться на своей матери, мачехе или второй жене отца (Лв 18:7, 8; 20:11; Вт 22:30; 27:20), родной сестре (в том числе единокровной или единоутробной) (Лв 18:9, 11; 20:17; Вт 27:22), внучке (Лв 18:10), тете (сестре матери или отца) (Лв 18:12, 13; 20:19), тете (жене брата отца или жене брата матери) (Лв 18:14; 20:20), невестке (Лв 18:15; 20:12), дочери, падчерице, дочери падчерицы, дочери пасынка, теще (Лв 18:17; 20:14; Вт 27:23), жене брата (Лв 18:16; 20:21) (исключением был левиратный брак [Вт 25:5, 6]), сестре жены, если жена была жива (Лв 18:18)
Израильтянка не могла выйти замуж за своего сына или пасынка (Лв 18:7, 8; 20:11; Вт 22:30; 27:20), родного брата (в том числе единокровного или единоутробного) (Лв 18:9, 11; 20:17; Вт 27:22), деда (Лв 18:10) племянника (сына брата или сына сестры) (Лв 18:12, 13; 20:19), племянника (сына деверя или золовки) (Лв 18:14; 20:20), свекра (Лв 18:15; 20:12), отца, отчима, отчима матери, отчима отца, мужа дочери (Лв 18:7, 17; 20:14; Вт 27:23), деверя (Лв 18:16; 20:21) (исключением был левиратный брак [Вт 25:5, 6]), мужа сестры, если сестра была жива (Лв 18:18)
Кровосмешение каралось смертью (Лв 18:29; 20:11, 12, 14, 17, 20, 21)
Половые отношения во время менструации
Если мужчина и женщина осознанно вступали в интимные отношения во время менструации, их предавали смерти (Лв 18:19; 20:18)
Муж, который неосознанно вступал в интимные отношения с женой во время такой нечистоты (возм., менструация началась неожиданно), считался нечистым семь дней (Лв 15:19—24)
Отношения между родителями и детьми
Родителям (особенно отцам) повелевалось учить детей Закону Бога (Вт 6:6—9, 20—25; 11:18—21; Иса 38:19)
Дети должны были чтить родителей (Исх 20:12; 21:15, 17; Лв 19:3; Вт 5:16; 21:18—21; 27:16)
Носить одежду противоположного пола (чтобы обманом достичь безнравственной цели) запрещалось (Вт 22:5)
За гомосексуализм карали смертью обоих (Лв 18:22; 20:13)
За скотоложство человека и животное предавали смерти (Исх 22:19; Лв 18:23, 29; 20:15, 16; Вт 27:21)
Если женщина хватала мужчину за его половые органы, когда тот дрался с ее мужем, ей отсекали руку, а не применяли закон из Второзакония 19:21, учитывая уважительное отношение Бога к репродуктивным органам и право ее мужа иметь от нее детей (Вт 25:11, 12)
ДЕЛОВЫЕ ВОПРОСЫ
(Закон побуждал проявлять честность в деловых отношениях и уважать дом и имущество других)
Владение землей
Земля выделялась семьям (Чс 33:54; 36:2)
Земля не продавалась навсегда, но возвращалась владельцу в юбилей; ее продажная стоимость зависела от числа урожаев до юбилея (Лв 25:15, 16, 23—28)
При продаже земли право ее купить имел ближайший родственник (Иер 32:7—12)
Правители не имели права захватывать чье-либо наследственное владение для общественных целей, даже если они возмещали ущерб (1Цр 21:2—4)
Доля левитов состояла из городов и прилегавших к ним пастбищ
Из 48 выделенных им городов 13 были городами священников (Чс 35:2—5; ИсН 21:3—42)
Пастбище при городе левитов нельзя было продавать; оно принадлежало городу, а не человеку (Лв 25:34)
Если человек освящал часть поля (либо саму землю, либо ее произведения) Иегове (для использования при святилище, для священников), ее стоимость определялась так: площадь земли, на которой можно было посеять хомер семян ячменя, стоила 50 сиклей серебра; с каждым годом стоимость уменьшалась по мере приближения юбилея (Лв 27:16—18)
Если освятивший поле хотел его выкупить, он должен был прибавить к оценке 20 процентов (Лв 27:19)
Если он его не выкупал, а продавал другому человеку, то в юбилей оно становилось собственностью священника как святыня для Иеговы (Лв 27:20, 21)
Если человек освящал Иегове часть купленного поля, в юбилей она возвращалась первоначальному владельцу (Лв 27:22—24)
Если человек посвящал что-либо из своего имущества (посвященное отдавалось навсегда исключительно для использования при святилище или же предавалось уничтожению [ИсН 6:17; 7:1, 15; Иез 44:29]), это нельзя было продать или выкупить, это оставалось собственностью Иеговы (Лв 27:21, 28, 29)
Выкуп имущества
В юбилей все земельные владения возвращались первоначальным владельцам (исключением были вышеупомянутые случаи) (Лв 25:8—10, 15, 16, 24—28)
Левиты могли выкупить свои дома в городах левитов в любое время (Лв 25:32, 33)
Год юбилея начинался в День искупления, в 50-й год; отсчет велся с того года, когда израильтяне вошли в Ханаан (Лв 25:2, 8—19)
Наследство
Первенец наследовал две части имущества (Вт 21:15—17)
Если у человека не было сына, наследство передавалось дочерям (Чс 27:6—8). Если он умирал бездетным, оно переходило к его братьям, братьям его отца или ближайшему кровному родственнику (Чс 27:9—11)
Весы, гири и меры
Иегова требовал честности и точности (Лв 19:35, 36; Вт 25:13—15)
Мошенничество было для него мерзостью (Пр 11:1)
Долги
В конце каждого семилетнего периода евреи освобождали от долгов своих братьев (Вт 15:1, 2)
Они могли требовать уплаты долга с чужеземца (Вт 15:3)
Залог
Если человек брал у другого верхнюю одежду в залог, он должен был возвратить ее до захода солнца (бедные часто спали в верхней одежде, так как часто она была их единственным покрывалом) (Исх 22:26, 27; Вт 24:12, 13)
Человек не мог войти в чужой дом, чтобы взять залог. Он должен был оставаться снаружи и ждать, когда залог вынесет хозяин (этим уважалось право на неприкосновенность жилища) (Вт 24:10, 11)
Нельзя было брать в залог ручную мельницу или верхний жернов от нее (тогда человек не мог бы молоть зерно, чтобы кормить себя и семью) (Вт 24:6)
ВОЕННЫЕ ЗАКОНЫ
(Эти законы регулировали ведение одобренной Богом войны в Обетованной земле. Строго запрещалось, проявляя жадность, захватывать землю за пределами установленных Богом границ)
Войны
Можно было вести только войны Иеговы (Чс 21:14; 2Лт 20:15)
Воины освящались перед сражением (1См 21:1—6; ср. Лв 15:16, 18)
Возраст воинов
От 20 лет и старше (Чс 1:2, 3; 26:1—4)
Согласно труду Иосифа Флавия, они были годны к службе до 50 лет (Иудейские древности. III. 12. 4)
От военной службы освобождались:
Левиты как служители Иеговы (Чс 1:47—49; 2:33)
Тот, кто не успел поселиться в новом доме или не начал пользоваться новым виноградником (Вт 20:5, 6; ср. Эк 2:24; 3:12, 13)
Тот, кто обручился, но еще не женился. Недавно женившийся мужчина освобождался на один год (чтобы у него мог родиться наследник и он его увидел) (Вт 20:7; 24:5)
Робкий мужчина (чтобы не подорвать боевой дух других) (Вт 20:8; Сд 7:3)
В лагере нужно было сохранять чистоту (так как воины были освящены для войны) (Вт 23:9—14)
Нельзя было приводить в лагерь женщин и вступать с ними в интимные отношения; во время войны нужно было воздерживаться от близости. Так сохранялась религиозная и физическая чистота (Лв 15:16; 1См 21:5; 2См 11:6—11)
Запрещалось насиловать женщин во вражеских городах, это считалось блудом; пока не закончится поход, вступать с ними в брак не разрешалось. Так сохранялась религиозная чистота; это также было для врагов стимулом сдаться, так как они знали, что их женщин не обесчестят (Вт 21:10—13)
Правила ведения войны с вражескими городами
Если захваченный город принадлежал одному из семи народов в Ханаане (упомянутых во Вт 7:1), всех жителей следовало предать уничтожению (Вт 20:15—17; ИсН 11:11—14; Вт 2:32—34; 3:1—7). В противном случае они могли поставить под угрозу отношения Израиля с Иеговой Богом. Он позволял им жить в Ханаане, пока их беззаконие не достигло полноты (Бт 15:13—21)
Городам, не принадлежавшим этим семи народам, сначала объявляли условия мира (Вт 20:10, 15). Если город сдавался, жителей принуждали к подневольному труду. Если нет, всех мужчин и мальчиков, а также женщин, которые не были девственницами, убивали. Остальных брали в плен (Вт 20:11—14; ср. Чс 31:7, 17, 18). Убийство всех мужчин устраняло вероятность того, что город поднимет мятеж и что они вступят в брак с израильтянками. Эти меры также защищали израильтян от влияния фаллического культа и от заражения болезнями
Плодоносящие деревья нельзя было срубать и строить из них осадные сооружения (Вт 20:19, 20)
Колесницы сжигали, коням перерезали жилы, чтобы их не использовали в сражении, а позднее убивали (ИсН 11:6)
ЗАКОНЫ О ПИЩЕ И ГИГИЕНЕ
(Они помогали израильтянам оставаться отделенными от языческих народов, содействовали поддержанию чистоты и здоровья, а также напоминали им об их святости перед Богом [Лв 19:2])
Использование крови
Есть кровь строго запрещалось (Бт 9:4; Лв 7:26; 17:12; Вт 12:23—25). Нарушение этого закона каралось смертью (Лв 7:27; 17:10)
Жизнь (душа) в крови (Лв 17:11, 14)
Кровь заколотого животного нужно было вылить на землю, как воду, и покрыть землей (Лв 17:13; Вт 12:16)
Нельзя было есть умершее животное (поскольку оно было нечистым и его кровь не была выпущена как следует) (Вт 14:21)
Разрешалось только законное использование: она предназначалась для жертвенника в связи с искуплением, а также для очищения (Лв 17:11, 12; Вт 12:27; Чс 19:1—9)
Использование жира
Есть жир запрещалось; жир принадлежал Иегове (Лв 3:16, 17; 7:23, 24)
Того, кто ел жир принесенного в жертву животного, предавали смерти (Лв 7:25)
Заколотые животные
В пустыне домашних животных, которых должны были заколоть, следовало приводить к священному шатру. Их ели как мирные жертвы (Лв 17:3—6)
Нарушение этого закона каралось смертью (Лв 17:4, 8, 9)
Во время охоты чистых диких животных можно было убивать на месте; кровь следовало выпустить (Лв 17:13, 14)
После входа израильтян в Обетованную землю человек, живший далеко от святилища, мог закалывать чистых животных у своего жилища и есть их, но кровь нужно было выливать на землю (Вт 12:20—25)
Животные, рыба, насекомые, которых разрешалось есть:
Все животные, у которых раздвоено копыто и на копыте есть щель и которые жуют жвачку (Лв 11:2, 3; Вт 14:6)
Все существа, живущие в водах, у которых есть плавники и чешуя (Лв 11:9—12; Вт 14:9, 10)
Насекомые и крылатые существа, которые передвигаются на четырех ногах и имеют прыжковые ноги: крылатая саранча, съедобная саранча, сверчок и кузнечик (все по их роду) (Лв 11:21, 22)
Животные, рыба, насекомые, которых запрещалось есть:
Животные: верблюд, скалистый даман, заяц, свинья (Лв 11:4—8; Вт 14:7, 8)
Рыба и другие существа, которыми кишат воды и которые не имеют плавников и чешуи (Лв 11:10)
Птицы и летающие создания: орел, скопа, черный гриф, красный коршун, черный коршун, коршун, ворон, страус, сова, чайка, сокол, домовый сыч, ушастая сова, лебедь, пеликан, гриф, баклан, аист, цапля, удод, летучая мышь, все крылатые существа, которыми кишит земля и которые передвигаются на четырех ногах (в том смысле, что ходят подобно животным, передвигающимся на четырех ногах). Почему некоторые крылатые существа считались церемониально нечистыми, в Библии прямо не сказано. Хотя большинство этих нечистых птиц — хищные птицы или падальщики, есть исключения (Вт 14:12—19; Лв 11:13—20; см. ПТИЦЫ и статьи об отдельных птицах)
Существа, которыми кишит земля: слепыш, тушканчик, ящерица, вееропалый геккон, большая ящерица, тритон, песчаная ящерица, хамелеон, все существа, ползающие на брюхе, передвигающиеся на четырех ногах или имеющие много ног (Лв 11:29, 30, 42)
Умершее или растерзанное зверем животное (Лв 17:15, 16; Вт 14:21; Исх 22:31)
Животное, приносимое в качестве мирной жертвы — по обету или как добровольное приношение — можно было есть в день приношения или на следующий день, но не на третий; за нарушение предусматривалась смерть. Жертвы благодарности следовало есть в тот же день; ничего нельзя было оставлять до утра (до второго дня). От пасхи ничего нельзя было оставлять; несъеденное нужно было сжечь (Лв 7:16—18; 19:5—8; 22:29, 30; Исх 12:10)
Что делало кого-то или что-то нечистым:
Излияние семени
Человек должен был вымыться, он считался нечистым до вечера (Лв 15:16; Вт 23:10, 11)
Одежду, на которую попало семя, стирали, и она была нечистой до вечера (Лв 15:17)
После вступления в интимные отношения муж и жена должны были вымыться и считались нечистыми до вечера (Лв 15:18)
Деторождение
После рождения мальчика женщина была нечистой 7 дней и еще 33 дня (первые 7 дней она была нечистой по отношению ко всему, как во время менструации; 33 дня она была нечистой только по отношению к святыням — нельзя было прикасаться к жертвенным трапезам и входить в святое место) (Лв 12:2—4)
После рождения девочки женщина была нечистой 14 дней и еще 66 дней (Лв 12:5)
Менструация женщины (Лв 12:2)
Во время менструации женщина была нечистой семь дней; она также была нечистой в период необычного или длительного кровотечения, а по его окончании еще семь дней (Лв 15:19, 25, 28)
Во время нечистоты все, на что она садилась или ложилась, было нечистым (Лв 15:20)
Тот, кто прикасался к ней, к ее постели или к тому, на что она садилась, должен был выстирать свою одежду и вымыться и был нечистым до вечера (Лв 15:21—23)
Если мужчина становился нечистым от ее менструальной нечистоты, он был нечистым семь дней, и любая постель, на которую он ложился, считалась нечистой (Лв 15:24)
Все время, когда у нее было истечение, она была нечистой (Лв 15:25)
Защита от болезней
Проказа и другие болезни
Священник определял, проказа это или нет (Лв 13:2)
Человека изолировали на семь дней, а затем осматривали; если язва остановилась, его изолировали еще на семь дней (Лв 13:4, 5, 21, 26); если к тому времени язва не распространилась, его объявляли чистым (Лв 13:6); если язва распространилась — это была проказа (Лв 13:7, 8)
В случае проказы человек должен был разорвать одежду, его волосы должны были быть неухоженными, он должен был закрыть усы и кричать: «Нечист, нечист!» Он жил отдельно, за пределами лагеря, пока язва не проходила (Лв 13:45, 46; Чс 5:2—4)
Истечение из полового органа (очевидно, по причине болезни) (Лв 15:2, 3)
Постель или вещи, на которые такой человек садился, были нечистыми (Лв 15:4)
Любой, кто прикасался к имеющему истечение, к его постели или к тому, на что тот садился, становился нечистым, и, если имеющий истечение плюнул на другого человека, тот становился нечистым (Лв 15:5—11)
Глиняный сосуд, к которому прикасался имеющий истечение, следовало разбить, а деревянный сосуд — вымыть водой (Лв 15:12)
После того как истечение остановилось, человек был нечистым семь дней (Лв 15:13)
Чистота в военном лагере сохранялась благодаря тому, что испражнения нужно было закапывать за его пределами (Вт 23:12, 13)
Постановления о телах умерших
Тот, кто прикоснулся к трупу, кости или могиле человека (даже в поле), считался нечистым семь дней (Чс 19:11, 16). Если человек не очистился, его предавали смерти (Чс 19:12, 13). (См. обряд очищения в Чс 19:17—19)
Все, кто находился в шатре с умершим или входил в него, были нечистыми, как и любой открытый сосуд, не закрытый привязанной к нему крышкой (Чс 19:14, 15)
Постановления о трупах животных
Тот, кто нес тело умершего чистого животного, кто прикасался к нему или ел его, становился нечистым; тот, кто прикасался к трупу любого нечистого животного, становился нечистым. Ему нужно было очиститься (Лв 11:8, 11, 24—31, 36, 39, 40; 17:15, 16)
Если такие предметы, как сосуд, подставка для сосудов, печь, одежда, кожа или мешковина, соприкасались с трупом, они становились нечистыми (Лв 11:32—35)
Добыча из захваченного города
Все, что могло обрабатываться огнем (металлы), следовало обрабатывать, а затем очищать очистительной водой; другие предметы нужно было вымыть (Чс 31:20, 22, 23)
ДРУГИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ И ЖИВОТНЫМ
(Закон гласил: «Люби своего ближнего, как самого себя» [Лв 19:18]. Иисус сказал, что это вторая по важности заповедь [Мф 22:37—40])
По отношению к израильтянам
Следовало проявлять любовь; убийство запрещалось (Исх 20:13; Рм 13:9, 10)
Нельзя было мстить или затаивать злобу на ближнего (Лв 19:18)
Нужно было заботиться о бедных (Исх 23:6; Лв 25:35, 39—43)
Следовало заботиться о вдовах и сиротах (Исх 22:22—24; Вт 24:17—21; 27:19)
Нужно было уважать чужое имущество
Воровство запрещалось; ущерб нужно было возместить (Исх 20:15; 22:1—4, 7)
Иметь неправильное желание овладеть тем, что принадлежало ближнему, запрещалось (Исх 20:17)
Внимательное отношение к имеющим физические недостатки
Нельзя было насмехаться над глухим человеком или проклинать его — он не мог опровергнуть то, чего не слышал (Лв 19:14)
Тот, кто ставил препятствие перед слепым или сбивал его с пути, был проклят (Лв 19:14; Вт 27:18)
По отношению к пришельцам: с ними нельзя было плохо обращаться (Исх 22:21; 23:9; Лв 19:33, 34; Вт 10:17—19; 24:14, 15, 17; 27:19)
По отношению к рабам
Раба-еврея освобождали в седьмой год его (или ее) служения или в год юбилея, в зависимости от того, что наступало раньше. С ним следовало обращаться, как с наемным работником, с добротой (Исх 21:2; Вт 15:12; Лв 25:10)
Если он пришел с женой, она выходила на свободу вместе с ним (Исх 21:3)
Если господин давал ему жену (очевидно, чужеземку), когда он был рабом, на свободу он выходил один; если у него рождались от нее дети, она и дети оставались собственностью господина (Исх 21:4)
Освобождая раба-еврея, господин должен был дать ему дар соответственно своим возможностям (Вт 15:13—15)
Господин мог бить своего раба (Исх 21:20, 21). Если раб получал увечье, его освобождали (Исх 21:26, 27). Если раб умирал от побоев господина, того могли предать смерти; наказание определяли судьи (Исх 21:20; Лв 24:17)
По отношению к животным
Если кто-то видел, что чужое домашнее животное попало в беду, он был обязан помочь, даже если оно принадлежало его врагу (Исх 23:4, 5; Вт 22:4)
Вьючных животных нельзя было перегружать работой или плохо с ними обращаться (Вт 22:10; ср. Пр 12:10)
Нельзя было надевать намордник молотящему быку, лишая его возможности есть зерно, которое он молотил (Вт 25:4; ср. 1Кр 9:7—10)
Нельзя было забирать птицу вместе с яйцами, чтобы не истребить все семейство (Вт 22:6, 7)
Запрещалось закалывать корову или овцу в один день с ее детенышем (Лв 22:28)
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ЗАКОНА
Он делал очевидными преступления; он показывал, что израильтяне нуждаются в прощении грехов и что для настоящего искупления требуется более великая жертва (Гл 3:19)
Как воспитатель, он оберегал и исправлял израильтян, подготавливая их к приходу Мессии, их наставника (Гл 3:24)
Различные стороны Закона имели «тень», представлявшую что-то большее; эта «тень» помогала израильтянам, имевшим правильный настрой сердца, распознать Мессию, поскольку они могли видеть, как на нем исполнялись заключенные в Законе пророческие образы (Евр 10:1; Кл 2:17)
|