МИХАИ́Л
(«кто подобен Богу?»).
1. Единственный святой ангел, кто, помимо Гавриила, назван в Библии по имени, и единственный, кто называется «архангелом» (Иуды 9). Это имя впервые встречается в 10-й главе Даниила, где о Михаиле говорится как об «одном из главных князей». Он пришел на помощь меньшему ангелу, которому противостоял «князь Персии». Михаил был назван «князем [народа Даниила]» и «великим князем, стоящим за сыновей... народа [Даниила]» (Дан 10:13, 20, 21; 12:1). Из этого следует, что Михаил был тем ангелом, который вел израильтян по пустыне (Исх 23:20, 21, 23; 32:34; 33:2). К этому выводу приводит и то, что «архангел Михаил... спорил с Дьяволом о теле Моисея и не соглашался с ним» (Иуды 9).
Из Библии видно, что имя Михаил носил Божий Сын до того, как оставил небо и стал Иисусом Христом, а также после возвращения на небо. Только Михаил называется «архангелом», что означает «главный ангел». Слово «архангел» употребляется в Библии только в единственном числе. Это, по-видимому, говорит о том, что лишь одного ангела Бог назначил начальником, или главой, над мириадами ангелов. В 1 Фессалоникийцам 4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описан как голос архангела. Это показывает, что Иисус, очевидно, и есть архангел. В упомянутом стихе он изображается сходящим с неба с «призывом». Поэтому вполне объяснимо, что для указания на того, кто произносит этот призыв, используется слово, которое не преуменьшает ту великую власть, которой сейчас обладает Иисус Христос — Царь царей и Господин господ (Мф 28:18; Отк 17:14). Если бы слово «архангел» применялось по отношению не к Иисусу Христу, а к другим ангелам, то было бы неправильно говорить о «голосе архангела» в связи с Иисусом. В этом случае речь шла бы о голосе того, кто имеет меньше власти, чем Сын Бога.
Есть и другие подтверждения того, что Михаил — это Сын Бога. После первого упоминания о Михаиле в книге Даниила (Дан 10:13) следует пророчество, которое должно было исполняться вплоть до «времени конца» (Дан 11:40), а затем написано: «В то время поднимется Михаил, великий князь, стоящий за сыновей твоего [Даниила] народа» (Дан 12:1). Согласно пророчеству, Михаил «поднимется» в «тяжкое время, какого не бывало с тех пор, как появился народ, и не будет до того времени» (Дан 12:1). В пророчестве Даниила на языке оригинала под выражением «подниматься» часто подразумевается действие царя, который либо приходит к власти, либо что-то успешно совершает в качестве царя (Дан 11:2—4, 7, 20, 21). Этим подтверждается вывод, что Михаилом назван Иисус Христос, поскольку Иегова назначил Иисуса Царем и поручил ему уничтожить все народы в Хар-Магедоне (Отк 11:15; 16:14—16).
В книге Откровение (Отк 12:7, 10, 12) Михаил упоминается в связи с установлением Царства Бога — событием, которое приводит к тому, что землю постигает горе. Там сказано: «На небе разразилась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом и дракон и его ангелы сражались с ними. И я услышал, как громкий голос на небе сказал: „Теперь настало спасение, сила и царство нашего Бога и власть его Христа, потому что сброшен обвинитель наших братьев... Поэтому радуйтесь, небеса и живущие на них! Горе земле и морю“». Позднее об Иисусе Христе говорится как о том, кто ведет небесное воинство на войну против народов земли (Отк 19:11—16). Для последних это будет означать бедственное время, которое, надо полагать, составит часть «тяжкого времени», упомянутого в связи с тем, что «поднимется Михаил» (Дан 12:1). Из того, что Сын Бога будет воевать с народами, можно заключить, что он и был тем, кто до этого со своими ангелами сражался с драконом, Сатаной Дьяволом, и его ангелами.
В своем дочеловеческом существовании Иисус был известен как «Слово» (Ин 1:1). Он также носил имя Михаил. Сохранив за собой имя Иисус после воскресения (Де 9:5), «Слово» показал, что он и Сын Бога, живший на земле,— одна и та же личность. А то, что он вновь стал называться своим небесным именем Михаил и что к нему применялся титул (или имя) «Божье Слово» (Отк 19:13), напоминает, кем он был до прихода на землю. Само имя Михаил, представляющее собой вопрос «Кто подобен Богу?», говорит о том, что нет никого подобного, или равного, Иегове Богу, и что его архангел Михаил ревностно отстаивает его владычество.
2. Отец Сефура, начальника племени Асира и одного из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан (Чс 13:2, 13).
3. Предок Асафа; принадлежал к семье Гирсона, сына Левия (1Лт 6:39, 40, 43).
4. Один из глав племени Иссахара; принадлежал к семье Фолы (1Лт 7:1—3).
5. Один из начальников племени Манассии, перешедший на сторону Давида в Секелаге (1Лт 12:20).
6. Отец Амврия, главы рода в племени Иссахара при правлении Давида (1Лт 27:18).
7. Один из сыновей иудейского царя Иосафата. Как и его братья, он получил от отца дорогие подарки и укрепленные города. Однако Иорам, старший брат Михаила, став царем, убил всех шестерых младших братьев, в том числе его (2Лт 21:1—4).
8. Гадитянин, потомок Вуза; предок Михаила № 9, родившегося по меньшей мере через пять поколений после него (1Лт 5:11, 13, 14).
9. Гадитянин, первый из семи сыновей Авихаила, потомок Михаила № 8 и глава одного из родов в Галааде; был вписан в родословную в дни израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Иофама (1Лт 5:11—17).
10. Вениамитянин; потомок Шегараима и его жены Хушимы по линии Елпаала и Берии (1Лт 8:1, 8, 11—13, 16).
11. Отец Зевадии, вернувшегося в Иерусалим из Вавилона вместе с Ездрой в 468 г. до н. э. (Езд 8:1, 8).
|