Мечта о мире
В 1916 году, еще до того как Соединенные Штаты вступили в войну, Вильсон начал пропагандировать мечту о постоянном устройстве для обеспечения мира на, земле. По словам биографа Джина Смита, он представлял себе «основание Лиги Наций, которая служила бы форумом отправления правосудия для всех людей и навсегда устранила бы угрозу войны». Позже, в 1917 году, когда Соединенные Штаты уже вступили в войну, он стал большим борцом за идею, которая, как он надеялся, приведет к вечному миру и увенчанию его карьеры.
Теперь он прилагал все усилия, чтобы распространить свое представление о Лиге Наций. Он стремился к заключению «мира без победы», в котором не было бы покоренного немецкого народа, а только свергнутые милитаристские, диктаторские правители.
В качестве основы для мирных переговоров он выдвинул свои знаменитые Четырнадцать пунктов. В их состав входило пять общих идеалов, которые следовало уважать всем сражающимся нациям, плюс восемь пунктов, посвященных определенным политическим и территориальным проблемам. Самым важным пунктом был 14, поскольку он представлял собой суть похода Вильсона: создание Лиги Наций.
«Величайший успех или величайшая трагедия»
Он был настолько убежден в Божьей поддержке его проекта, что настоял на своем присутствии на Парижской мирной конференции в 1919 году, и это вопреки факту, что, по мнению многих политических друзей, президенту Соединенных Штатов полагалось бы остаться нейтральным в мирных переговорах. Он верил, что за ним стояли люди всего мира, даже если не все политики поддерживали его. Он был убежден, что был Божьим орудием мира. Ему, больше, чем кому-либо другому, было необходимо присутствовать в Париже.
Своему личному секретарю Тьюмулти он поверил: «Эта поездка будет или величайшим успехом, или величайшей трагедией всей истории; но я верю в Божье провидение... По моему убеждению, никакая группа людей, как бы они не старались объединить свою власть или свое влияние, не может сорвать это великое мировое предприятие». (Курсив наш.) В одном авторитетном источнике говорится: «Президент твердо решил использовать свою власть и свой престиж для того, чтобы окончательное мирное урегулирование включало план для создания Лиги Наций».
В ноябре 1918 года немецкие армии были близки к разгрому. Им было предложено перемирие, чтобы положить конец войне. Начались переговоры, при которых участвовали великобританский премьер-министр, валлиец Ллойд Джордж, энергичный французский премьер-министр Жорж Клемансо, культурный итальянский премьер-министр Витторио Орландо и загадочный японский представитель граф Нобуаки Макино. Вильсон был полон решимости убедить их в том, что его Лига являлась единственным ответом на проблемы Европы и всего мира.
«Как будто снова взошла вифлеемская звезда»
Во время своего путешествия по Европе накануне Мирной конференции в Париже Вильсон был героем народа. Позже Херберт Хувер писал об этом: «Везде его встречали с чуть ли не с религиозным пылом... Ни один смертный когда-либо прежде не получал таких бурных оваций». Его мирная инициатива и мечта взволновали массы. Во время его путешествия по Италии публика кричала: «Да здравствует Вильсон, бог мира». Ему приписывались почти сверхъестественные силы. К этому Хувер добавляет: «На их взгляд, такого влиятельного человека в смысле морали и политики и такой благой вести о мире не встречалось с тех пор, как Христос произнес Нагорную проповедь.... Как будто снова взошла вифлеемская звезда».
Очевидно, Вильсон с евангелистским пылом верил в свою миссию установить мир на земле. Писатель Чарлз Л. Ми констатирует: «Однажды он удивил Ллойда Джорджа и Клемансо своим объяснением о том, как Лига установит братство людей там, где христианству не удалось сделать этого. „Почему Иисус Христос до сих пор не сумел склонить мир придерживаться в этих делах Его учений?“ — спросил Вильсон, как вспоминает Ллойд Джордж. „Потому, что Он учил идеалу, не разработав никакого практического средства для его достижения. Вот почему я предлагаю практический план, чтобы осуществить Его цели“» (The End of Order, Versailles 1919 [Конец порядка, Версаль 1919 г.]).
Вильсон, конечно, получал поощрение из многих кругов. Военно-морской министр США Джосефус Дэниелс встретил опубликование проекта Устава Лиги Нации следующим восхвалением: «Проект Лиги мира почти такой же простой, как одна из притч Иисуса, и почти такой же просветительный и возвышающий. Пора трезвонить во все колокола, проповедникам пора упасть на колени, политикам — радоваться и ангелам — воспеть: „Слава в вышних Богу!“».
Лига и католическая церковь
Упали ли проповедники действительно на колени? Некоторые, конечно, поспешили приветствовать Лигу как меру Бога для разрешения проблем человечества. По сведениям автора Джон Дос Пассос, папа Бенедикт XV в августе 1917 года почти что оттеснил Вильсона на задний план, когда призывал воюющие нации «заключить мир без победы приблизительно на условиях, которые Вудро Вильсон упомянул в своей речи до вступления в войну Америки». Однако Вильсон считал себя слишком занятым войной, чтобы уделять внимание папе — до тех пор, пока не получил значительное письмо от своего личного советника полковника Хаус. В нем говорилось:
«Серьезность положения произвела на меня такое впечатление, что я снова утруждаю Вас... По-моему, у Вас есть возможность вырвать мирные переговоры из рук папы и взять их в собственные».
Вильсон тотчас принял меры, чтобы не утратить первенства. Инициатором идеи о Лиге Наций был он, а не папа. И он был, мол, тем человеком, который проведет ее до конца.
Тем не менее, католическая церковь оказывала Лиге поддержку. Вестминстерский католический архиепископ кардинал Бурн, находившийся в должности до конца 1934 года, заявил: «Не забывайте, что Лига Наций, какие бы у нее не были недостатки, осуществляет стремление католической церкви к миру и осуществляет желания нашего святого отца, папы».
«Лига Наций коренится в Евангелии»
Протестантское духовенство также не скрывало своей поддержки Лиги. В газете The New York Times 11 января 1920 года сообщалось: «Сегодня вечером лондонские церковные колокола звенели по случаю заключения мира с Германией и официального вступления в силу Лиги Наций».
В опубликованной в Англии брошюре под заглавием The Christian Church and the League of Nations (Христианская церковь и Лига Наций) было сказано: «Христианская церковь в Великобритании поддерживает Лигу Наций. Ниже следует подтверждение, сделанное Кентерберийским и Йоркским архиепископами, тридцатью пятью английскими епархиальными епископами, председателем Шотландской церкви и официальными представителями всех независимых церквей в Англии:
«Мы убеждены,
(1) что Бог в наше время призывает нации мира учиться жить, как одна семья;
(2) что созданный Лигой Наций аппарат международного сотрудничества... предоставляет наилучшие доступные средства для применения принципов Евангелия Христа, чтобы покончить с войной, предоставлять правосудие и создать мир».
Еще до этого, в декабре 1918 года, Федеральный совет церквей Христа в Америке выдвинул декларацию, в которой между прочим заявлялось: «Как христиане, мы настоятельно советуем учредить на предстоящей мирной конференции Лигу свободных наций. Такая Лига не является лишь средством для достижения политических целей; она является скорее политическим выражением Царства Бога на земле». (Курсив наш.) Далее в ней говорилось: «Церковь может многое дать и может извлечь большую пользу. Она может дать мощную санкцию тем, что придаст новому международному порядку нечто вроде пророческой славы Царства Бога... Лига Наций коренится в Евангелии».
Если Лига действительно «коренилась в Евангелии» и действительно являлась «выражением Царства Бога», то судьба Лиги сказалась бы на Евангелии и на Царстве. Был ли Вильсон надменным, полагая, что он служит орудием Бога, чтобы дать нациям постоянный мир? И еще более существенным является вопрос: пользовалась Лига Наций действительно одобрением Бога?
[Рамка, страница 6]
Противостоящие стороны в Европе во время первой мировой войны (1914—18 гг.)
Страны Центральной Европы
Союзные державы
Германия
Великобритания
Австро-Венгрия
Франция
Болгария
Россия (до 1917 г.)
Турция
Италия, Румыния, Греция, Сербия, Польша, Бельгия, Португалия, Албания, Финляндия
[Иллюстрация, страница 5]
Вильсон был особенно популярен в Европе.
[Сведения об источнике]
Национальный архив США
|