ВАМ, скорее всего, не доводилось встречаться ни с одним из глав преступных организаций. Означает ли это, что таких людей нет? Авторитеты криминального мира мастерски скрывают, кто они на самом деле, и даже могут руководить преступной деятельностью, находясь в тюрьме. Однако, читая в газетах о войнах между наркоторговцами, проституции, торговле людьми и многом другом, мы понимаем: все это — следствие их деятельности. Видя вред, который причиняют обществу руководители преступного мира, мы убеждаемся, что они существуют.
Из Слова Бога, Библии, становится ясно, что Сатана — реальная личность и он, подобно авторитету преступного мира, стремится достичь своих целей, прибегая к «ложным знамениям» и «неправедному обману». В Библии говорится, что он «принимает вид ангела света» (2 Фессалоникийцам 2:9, 10; 2 Коринфянам 11:14). О существовании Дьявола свидетельствуют плоды его деятельности. Все же большинству людей трудно поверить в существование злой духовной личности. Поэтому, прежде чем мы подробно рассмотрим, что в Библии сказано о Дьяволе, давайте обсудим некоторые ошибочные мнения, которые мешают многим поверить в то, что Дьявол — реальная личность.
▪ «Разве мог любящий Бог создать Дьявола?» Поскольку в Библии говорится, что Бог добрый и совершенный, кажется нелогичным, что он создал злую и порочную личность. Но на самом деле Библия этому не учит. Вот что в ней сказано о Боге: «Он — Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он — Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4; Псалом 5:4).
Однако стоит подумать вот над чем: может ли совершенная личность, созданная Богом, поступить неправильно? Бог никого не сделал роботами, напротив, он наделил свои разумные создания свободой воли — способностью самостоятельно принимать решения. Таким образом, они могут выбирать между добром и злом. По сути, если бы разумные создания, люди или ангелы, не имея возможности самим решать, как себя вести, всегда поступали правильно, то их поступки не имели бы никакого нравственного значения.
Разумно заключить, что Бог не стал бы давать своим созданиям свободу воли и в то же время удерживать их от злых дел, если бы они захотели их совершить. Иисус, говоря о Дьяволе: «[Он] не устоял в истине», дал понять, что тот злоупотребил даром свободы воли (Иоанна 8:44). Как видно из слов Иисуса, тот, кто стал Дьяволом, изначально был совершенной духовной личностью и «[стоял] в истине»*. Следовательно, Иегова Бог не создавал Дьявола. А то, что он наделил свои создания свободой воли, свидетельствует о его любви и доверии к ним. (Смотрите рамку «Может ли совершенное создание утратить совершенство?» на странице 6.)
▪ «Дьявол — слуга Бога». По мнению некоторых, об этом говорится в библейской книге Иов. Согласно одному труду, слова Дьявола «Я бродил по земле» наводят на мысль о персидских разведчиках, которые, путешествуя, собирали сведения и доносили их царю, у которого они состояли на службе (Иов 1:7). Но если Дьявол действительно разведчик Бога, то зачем ему нужно было объяснять Богу, что он «бродил по земле»? В повествовании об Иове Дьявол назван Сатаной, что означает «противник», а это указывает на то, что он главный враг Бога, но никак не его слуга (Иов 1:6). Где же берет начало представление о том, что Дьявол — Божий слуга?
В I веке н. э. в некоторых апокрифических книгах — например, в книгах Кумранской общины «Устав» и «Книга Юбилеев» — Дьявол изображается как тот, кто торгуется с Богом и при этом подчиняется его воле. Историк Джеффри Бартон Рассел написал в своей книге «Князь тьмы», что, по словам протестантского реформатора Мартина Лютера, «Дьявол является инструментом Бога, подобно ножницам или мотыге, которыми Бог обрабатывает свой сад». Рассел пояснил, что «мотыга испытывает наслаждение, разрубая сорняки», однако она находится в руках Бога и исполняет его волю. Учение Лютера, позднее принятое французским богословом Жаном Кальвином, задевало чувство справедливости многих верующих. Они недоумевали: как может любящий Бог не просто допускать зло, но и желать, чтобы оно происходило? (Иакова 1:13). Из-за этого учения, а также из-за ужасных событий XX века многие люди не верят ни в Бога, ни в Дьявола.
▪ «Дьявол не более чем олицетворение зла». Если считать Дьявола лишь олицетворением зла, то некоторые библейские отрывки практически невозможно понять. К примеру, с кем говорил Бог, как об этом написано в Иове 2:3—6? Обращался ли он к какому-то абстрактному злу внутри Иова или он разговаривал сам с собой? Более того, стал бы Бог сначала хвалить Иова за его добродетели, а затем подвергать его испытаниям? Приписывать это Богу — все равно что называть его беспринципным, а не тем, в ком «нет неправедности» (Псалом 92:15). В противоположность этому Бог не стал слушать Дьявола, который, говоря: «Протяни, пожалуйста, руку», просил его причинить Иову вред. Совершенно очевидно, что Дьявол — это не олицетворение зла или темная сторона Божьей личности, а духовное создание, ставшее противником Бога.
Кто на самом деле правит миром?
Сегодня многие считают, что верить в Дьявола старомодно. Однако засилье зла в нашем мире иначе как существованием Дьявола не объяснить. Кроме того, отвергнув идею о существовании Дьявола, многие отвергли и веру в Бога, а вместе с ней и все нравственные нормы.
«Самая лучшая из всех выдумок дьявола,— написал Шарль Пьер Бодлер, поэт XIX века,— убедить нас в том, что его не существует». Дьявол, пытаясь заставить людей поверить в то, что его нет, поставил под сомнение существование Бога. Если Дьявола нет, то ответственность за все зло ложится на Бога, из-за чего многие теряют в него веру. Разве не этого добивается Дьявол?
Подобно авторитету криминального мира, Дьявол скрывает, кем является в действительности, чтобы достичь своей цели. Какой? В Библии объясняется: «Бог этой системы вещей ослепил умы [неверующих], чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе, который есть образ Бога» (2 Коринфянам 4:4).
Остался один важный вопрос: как Бог поступит с Дьяволом, который стоит за всем злом и страданиями? Об этом пойдет речь в следующей статье.
Чтобы разобраться в вопросе, почему Бог не покончил с мятежом Дьявола сразу же, смотрите 11-ю главу книги «Чему на самом деле учит Библия?». Издана Свидетелями Иеговы.
Кто такой Дьявол: слуга Бога или его противник?
Может ли совершенное создание утратить совершенство?
Совершенство, дарованное Богом разумным творениям, относительно. Хотя Адам был создан совершенным, он должен был считаться с физическими ограничениями, установленными Творцом. Например, он не мог есть землю, камни или древесину, не причинив вреда своему здоровью. А если бы он пренебрег законом притяжения и спрыгнул с высокой скалы, то он бы разбился насмерть или получил серьезные травмы.
Подобным образом ни одно совершенное создание — ни человек, ни ангел — не может выйти за рамки нравственных норм, установленных Богом, не испытав при этом пагубных последствий. Если разумное создание злоупотребляет свободой воли, оно легко впадает в грех (Бытие 1:29; Матфея 4:4).
|