Христианские Свидетели Иеговы в I
веке
«БУДЕТЕ мне свидетелями... до края земли» (Деян. 1:8). Согласно
этому поручению, которое Иисус Христос дал перед уходом, его ученики должны были
стать свидетелями. Но чьими? «Будете мне свидетелями»,— сказал Иисус. Означают ли
эти слова, что ученики не должны быть свидетелями Иеговы? Нет, это далеко не
так.
Ученикам Иисуса выпала особая честь, какой не
удостаивался еще никто,— быть свидетелями как Иеговы, так и Иисуса. Как верные
Богу евреи, ранние ученики Иисуса уже являлись свидетелями Иеговы (Ис. 43:10—12). Но
теперь им предстояло свидетельствовать также о важнейшей роли Иисуса в освящении
имени Иеговы посредством Его Мессианского Царства. Поэтому они свидетельствовали
об Иисусе, чтобы прославлять Иегову (Рим. 16:25—27; Флп. 2:9—11). Они
подтверждали, что Иегова не лгал: спустя более 4 000 лет он действительно явил
миру давно обещанного Мессию, или Христа!
На христианских свидетелей Иеговы I века была
возложена уникальная обязанность, которая лежит на истинных христианах по сей
день.
«Идите и подготавливайте
учеников»
После воскресения из мертвых Иисус Христос явился
своим ученикам, собравшимся на горе в Галилее. Там он сказал, какая на них
возлагается обязанность: «Идите и подготавливайте учеников во всех народах,
крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа, уча их соблюдать все, что я
повелел вам. И вот, я с вами во все дни до завершения этой системы вещей»
(Матф. 28:19, 20). Обратим внимание, что включало в себя это серьезное
поручение.
«Идите»,— сказал Иисус. Но к кому? К людям из «всех
народов». Это новое повеление было особенно сложным для принявших христианство
евреев. (Сравните Деяния
10:9—16, 28.)
До Христа израильтяне благосклонно относились к людям из других народов только в
том случае, если те сами приходили к ним, привлеченные истинным поклонением (3 Цар. 8:41—43).
Раньше Иисус велел апостолам идти и проповедовать, но только «потерянным овцам
дома Израиля» (Матф. 10:1, 6, 7). Теперь же им
повелевалось идти к людям из всех народов. Для чего?
«Подготавливайте учеников»,— повелел Иисус. Да, его
ученикам было поручено подготавливать новых учеников. Что это в себя включало? В
библейском смысле ученик — это тот, кто не только учится или получает знания, но
и является убежденным последователем. Ученик не только признает власть Иисуса
в сердце — он показывает это
своими делами, своим
послушанием ему. Согласно «Теологическому словарю Нового Завета», греческое
слово, переводимое как «ученик» (матити́с), «подразумевает личную
привязанность, которая подчиняет себе всю жизнь того, кто называется [учеником]»
(«Theological Dictionary of the New Testament»).
«Уча их соблюдать все, что я повелел вам»,— сказал
также Иисус. Чтобы развить личную привязанность к Иисусу, человек должен быть
научен «соблюдать все», что Христос повелел, в том числе и заповедь
проповедовать «благую весть о царстве» (Матф. 24:14). Только
тогда человек станет учеником, или последователем Христа, в истинном смысле
слова. И только тот, кто принял христианское вероучение и стал подлинным
учеником, может креститься.
«Я с вами,— заверил их Иисус,— во все дни до
завершения этой системы вещей». Учение Христа всегда актуально, оно никогда не
устаревает. А значит, на христианах по сей день лежит обязанность подготавливать
новых учеников.
Итак, последователям Христа было дано ответственное
поручение — проводить дело подготовки учеников среди всех народов. Однако, чтобы
подготавливать учеников Христа, им нужно было свидетельствовать об имени и о
Царстве Иеговы — ведь так поступал Иисус, служивший для них Примером (Луки 4:43; Иоан. 17:26). Таким
образом, те, кто принимали учение Христа и начинали следовать за Ним,
становились христианскими свидетелями Иеговы. Будет ли человек свидетелем
Иеговы, теперь зависело не от того, родился ли он евреем, а от его сознательного
выбора. Те, кто решал быть свидетелем, делали это потому, что любили Иегову и
искренне желали подчиняться его верховной власти (1 Иоан. 5:3).
Но исполнили ли христианские свидетели Иеговы I века
данное им поручение служить свидетелями Бога и Христа и «подготавливать учеников
во всех народах»?
Вскоре после того как Иисус дал своим ученикам
поручение, он вернулся в небесные дворы своего Отца (Деян. 1:9—11).
Спустя десять дней, в Пятидесятницу 33 года н. э., взяло свое начало грандиозное
дело подготовки учеников. Последователи Христа ждали, когда он, как и обещал,
изольет на них святой дух, и он его излил (Деян. 2:1—4;
сравните Луки 24:49; Деяния 1:4, 5).
После этого они исполнились рвения и стали проповедовать воскресшего Христа и
его будущее возвращение в царской власти.
Как и повелел Иисус, эти ученики I века начали
свидетельствовать о Боге и Христе прямо в Иерусалиме (Деян. 1:8). На
празднике Пятидесятницы апостол Петр, взяв слово, «основательно
свидетельствовал» тысячам иудеев, пришедших на празднование из многих стран
(Деян. 2:5—11, 40). Вскоре число
верующих достигло примерно 5 000 (Деян. 4:4; 6:7). Позднее
Филипп возвещал «благую весть о царстве Бога и об имени Иисуса Христа» жителям
Самарии (Деян. 8:12).
Но работы было еще очень много. С 36 года н. э., со
времени обращения Корнилия, необрезанного нееврея, благая весть начала
проповедоваться людям из других народов (Деян., гл. 10). Она
распространялась очень быстро: около 60 года н. э. апостол Павел мог сказать,
что благая весть «проповедана среди всего творения под небом» (Кол. 1:23). К концу
I века верные последователи Христа подготовили учеников во всех частях Римской
империи — в Азии, Европе и Африке.
Поскольку в I веке христианским свидетелям Иеговы
удалось так много сделать за такой короткий срок, возникает вопрос: были ли они
как-то организованы? А если да, то как?
Как было организовано христианское
собрание
Начиная со времен Моисея еврейский народ занимал
особое положение: он был собранием Бога. Это собрание было превосходно
организовано, в нем были назначенные Богом старейшины, начальники, судьи и
надзиратели (Иис. Н. 23:1,
2). Но еврейский народ потерял это привилегированное
положение, поскольку отверг Сына Иеговы (Матф. 21:42, 43; 23:37, 38; Деян. 4:24—28). В
Пятидесятницу 33 года н. э. христианское собрание Бога пришло на смену собранию
Израиля*. Как было организовано христианское собрание?
Уже в день Пятидесятницы ученики «занимались
апостольским учением». Следовательно, среди них с самого начала царило единство,
основанное на учении. С первого дня они встречались и были единодушны (Деян. 2:42, 46). Дело
подготовки учеников ширилось, и стали образовываться собрания верующих, сначала
в Иерусалиме, а затем и в других местах (Деян. 8:1; 9:31; 11:19—21; 14:21—23). Для
верующих было обычным собираться
вместе как в общественных местах, так и в частных домах (Деян. 19:8, 9; Рим. 16:3, 5; Кол. 4:15).
Что не давало разраставшемуся христианскому собранию
раздробиться на независимые общины? Все они признавали власть одного Вождя. С
самого начала Иисус Христос был поставлен Господом и Главой собрания, и таковым
его признавали все собрания (Деян. 2:34—36; Эф. 1:22). С неба
Христос активно руководил делами собрания на земле. Каким образом? С помощью
святого духа и ангелов, которых Иегова предоставил в его распоряжение (Деян. 2:33;
сравните Деяния 5:19,
20; 8:26; 1 Пет. 3:22).
Единство в христианском собрании Христос также
поддерживал с помощью руководящего совета. Вначале руководящий совет состоял из
верных апостолов Иисуса Христа. Позднее в него вошли старейшины иерусалимского
собрания, а также апостол Павел, хотя он и не жил в Иерусалиме. Каждое собрание
признавало власть этого центрального совета старейшин и ждало от него
руководства, когда возникали вопросы организационного и вероучительного плана
(Деян. 2:42; 6:1—6; 8:14—17; 11:22; 15:1—31). Что
благодаря этому достигалось? «Собрания укреплялись в вере и изо дня в день
увеличивались числом» (Деян.
16:4, 5).
Руководящий совет, повинуясь действию святого духа,
отвечал за назначение надзирателей и служебных помощников для заботы о каждом
собрании. Эти люди должны были соответствовать не каким-то местным критериям, а
требованиям духовного плана, распространявшимся на все собрания (1 Тим. 3:1—13; Титу 1:5—9; 1 Пет. 5:1—3).
Надзиратели побуждались следовать Писанию и подчиняться руководству святого духа
(Деян. 20:28; Титу 1:9). Все
члены собрания поощрялись «слушаться тех, кто берет на себя руководство»
(Евр. 13:17). Таким образом единство поддерживалось не только в каждом отдельном
собрании, но и в христианском собрании в целом.
Хотя кто-то из мужчин и занимал ответственные
должности, среди христианских свидетелей Иеговы I века не было разделения на
духовенство и мирян. Все они были братьями, и Вождь у них был один — Христос
(Матф. 23:8, 10).
Узнавались по святому поведению и
любви
Свидетели Иеговы I столетия не только приносили «плод
уст» (Евр. 13:15). Ученичество отражалось на всей жизни христианского свидетеля.
Христиане не только проповедовали свои убеждения — их убеждения преобразовывали
их жизнь. Они «откладывали» старую личность с ее греховными делами и стремились
облечься в новую личность, созданную в согласии с волей Бога (Кол. 3:5—10). Они
были правдивы и честны, а также трудолюбивы и надежны (Эф. 4:25, 28). Они были
чисты в моральном отношении: сексуальная безнравственность считалась абсолютно
недопустимой, равно как и пьянство и идолопоклонство (Гал. 5:19—21).
Неслучайно христианство стало известно
как «Путь», или образ жизни, который зиждется на вере в Иисуса Христа, на точном
следовании по его стопам (Деян. 9:1, 2; 1 Пет. 2:21, 22).
Однако превыше всех качеств, присущих христианам,
стоит любовь. Ранние
христиане с любовью заботились о нуждах соверующих (Рим. 15:26; Гал. 2:10). Они
любили друг друга не просто как себя, а больше, чем себя. (Сравните Филиппийцам 2:25—30.) Они были готовы даже умереть друг за друга. Но в этом не было ничего
удивительного. Ведь Иисус тоже доказал, что готов за них умереть (Иоан. 15:13;
сравните Луки 6:40). Он имел полное право сказать своим ученикам: «Даю вам новую
заповедь, чтобы вы любили друг друга; чтобы как я возлюбил вас, так и вы любили
друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет
любовь» (Иоан. 13:34,
35). Христос повелел своим последователям проявлять такую
самоотверженную любовь, и эту заповедь в точности соблюдали его ученики в I веке
(Матф. 28:20).
Чтобы выполнять обязанность — подготавливать учеников
и быть свидетелями Бога и Христа, христиане I века не могли позволить себе
отвлекаться на дела этого мира. Им нужно было полностью сосредоточиваться на
своем поручении. Несомненно, так поступал Иисус. Вот что он ответил Пилату:
«Царство мое не от этого мира» (Иоан. 18:36). Своим
ученикам он тоже ясно сказал: «Вы не от мира» (Иоан. 15:19). Итак,
ранние христиане, как и сам Христос, держались в стороне от мира; они не
участвовали в политической жизни и не воевали. (Сравните Иоанна 6:15.) Кроме
того, они не соблазнялись путями этого мира — его жадным стремлением к
материальным благам и жаждой удовольствий (Луки 12:29—31; Рим. 12:2; 1 Пет. 4:3, 4).
Поскольку христианские свидетели I века держались в
стороне от мира, они выделялись на общем фоне. Историк Э. Дж. Харди в своей
книге «Христианство и римское правительство» отмечает: «Христиане были
странниками и пришельцами в мире; их гражданство было небесным; царство,
которого они ждали, было не от мира сего. Поэтому христиане с самого начала
отличались отсутствием интереса к общественным делам» («Christianity and the
Roman Government»).
Преследуемы за праведность
«Раб не больше своего господина,— предупреждал
Иисус.— Если меня преследовали, будут преследовать и вас» (Иоан. 15:20). До
своей смерти на столбе мучений Иисус подвергался жестокому преследованию (Матф. 26:67; 27:26—31, 38—44). Вскоре,
как он и предупреждал, с подобным обращением столкнулись его ученики (Матф. 10:22, 23).
Но почему?
Ранние христиане не могли долго оставаться
незамеченными. Они были высоконравственными и праведными. Дело подготовки
учеников они проводили открыто и ревностно, вследствие чего буквально тысячи
людей оставляли ложные религии и становились христианами. Эти люди отказывались
вмешиваться в дела мира. Они не участвовали в поклонении императору. Стоит ли
удивляться тому, что вскоре они стали подвергаться жестокому преследованию,
которое разжигали руководители ложных религий и введенные в заблуждение
представители власти? (Деян.
12:1—5; 13:45, 50; 14:1—7; 16:19—24). Но эти
люди были всего лишь марионетками в руках настоящего гонителя — «древнего змея»,
Сатаны (Отк. 12:9; сравните Откровение 12:12, 17). Его цель?
Подавить христианство и его смелое свидетельствование.
Но какие бы преследования ни обрушивались на
христианских свидетелей Иеговы I века, они не замолкали. Проповедовать им
поручил Бог через Христа, и они были полны решимости подчиняться Богу, а не
людям (Деян. 4:19, 20, 29; 5:27—32). Они
полагались на силу Иеговы, уверенные, что
он вознаградит своих преданных свидетелей за стойкость (Матф. 5:10; Рим. 8:35—39; 15:5).
История подтверждает, что властям Римской империи не
удалось искоренить ранних христианских свидетелей Иеговы с помощью гонений.
Иудейский историк I века н. э. Иосиф Флавий пишет: «Поныне еще [около 93 года
н. э.] существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его
[Иисуса] имени» («Иудейские древности», книга 18, глава 3, пункт
3).
Таким образом, как видно из документов, повествующих
о христианских свидетелях Иеговы I века, их отличал ряд четко различимых
особенностей: они смело и ревностно исполняли поручение — свидетельствовать о
Боге и Христе, а также проводить дело подготовки учеников; у них была
организация, в которой все были братьями и не существовало разделения на
духовенство и мирян; они придерживались высоких нравственных принципов и любили
друг друга; они держались в стороне от путей и дел мира; их преследовали за
праведность.
Но к концу I века единству собрания христиан начала
угрожать серьезная и коварная опасность.
В Христианских Греческих Писаниях слово «собрание»
иногда употребляется в широком смысле, обозначая собрание христиан в целом
(1 Кор. 12:28); но оно может относиться и к группе верующих, живущих в каком-либо
городе или встречающихся в чьем-либо доме (Деян. 8:1; Рим. 16:5).
Новые ученики должны были становиться не просто
верующими, а преданными последователями Христа
Будет ли человек свидетелем Иеговы, теперь зависело
не от того, родился ли он евреем, а от его сознательного выбора
К концу I века христианские свидетели Иеговы
подготовили учеников в Азии, Европе и Африке
Среди христиан I века не было разделения на
духовенство и мирян
Христианство распространялось благодаря ревностной
проповеди
Движимые неугасимым рвением, ранние христианские
свидетели Иеговы не жалели сил, стремясь к тому, чтобы благую весть услышали на
как можно более обширной территории. Эдуард Гиббон в своей книге «История упадка
и разрушения Римской империи» отмечает, что, благодаря «рвению, христиане...
распространились по всем провинциям и почти по всем городам [Римской] империи».
Профессор Дж. Томпсон в книге «История средних веков» пишет: «Христианство с
невероятной стремительностью разносилось по Римской империи. К 100 году,
наверное, в каждой провинции, омываемой Средиземным морем, была христианская
община» («History of the Middle Ages»).
Небиблейские источники подтверждают, что ранним
христианам были присущи высоконравственное поведение и любовь. Историк Джон Лорд
писал: «Подлинное торжество христианства было видно в том, что принявшие его
вероучение становились добропорядочными людьми. [...] У нас имеются
подтверждения того, что они вели безупречную жизнь, строго придерживались норм
морали, были законопослушными гражданами и держались христианских добродетелей»
(«The Old Roman World»).
Центральный руководящий совет помогал осуществлять
руководство собраниями, но своим Вождем все они признавали
Христа
Ранние христиане подвергались жестоким
преследованиям
|