«ПРАВЕДНИКУ... благо,— писал пророк Исаия,— ибо он будет вкушать плоды дел своих». А вот другие слова Исаии: «Путь праведника прям» (Исаия 3:10; 26:7). Да, чтобы приносить добрые плоды, нам нужно делать то, что правильно в глазах Бога.
Но как ходить путем праведности? Какие благословения нас при этом ожидают? И какую пользу другим принесет наше старание придерживаться Божьих норм праведности? В 10-й главе библейской книги Притчей царь древнего Израиля Соломон отвечает на эти вопросы, показывая разницу между праведником и нечестивым. В этой главе 13 раз встречаются слова «праведник» и «праведный», причем 9 из них — в стихах с 15-го по 32-й. Давайте поразмышляем над Притчами 10:15—32. Мы получим большое ободрение!*
Соломон показал, что важно быть праведным. Он сказал: «Имущество богатого — крепкий город его, беда [«гибель», «Танах», Д. Йосифон] для бедных — скудость их. Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху» (Притчи 10:15, 16).
Богатство может служить защитой при каких-либо непредвиденных обстоятельствах, подобно как укрепленный город гарантирует относительную безопасность для его жителей. А нищета может привести к гибели, если с бедным вдруг случится какое-то несчастье (Екклесиаст 7:12). Однако мудрый царь мог также иметь в виду опасность, которую несет с собой и богатство, и нищета. Так, богатый, возможно, будет надеяться только на свое богатство и думать, что имеющиеся у него ценности могут защитить подобно «высокой ограде» (Притчи 18:11). А бедный может ошибочно заключить, что нищета лишает его всякой надежды на будущее. Таким образом, ни тот, ни другой не создают себе доброго имени у Бога.
Дела же праведника — много ли у него накоплений или мало — ведут к жизни. Почему? Потому что он доволен тем, что имеет, и не позволяет, чтобы из-за своего материального положения он потерял благосклонность Бога. Богатый он или бедный, праведник счастлив сейчас и надеется жить вечно в будущем (Иов 42:10—13). А нечестивому, даже если он приобретет богатство, не будет пользы. Вместо того чтобы, имея служащее защитой богатство, быть благодарным и жить в согласии с Божьей волей, он использует его для удовлетворения своих грешных желаний.
«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает» (Притчи 10:17). По мнению одного библеиста, возможны два варианта перевода данного стиха. Так, в приведенном переводе отражена следующая мысль: тот, кто слушает наставление и ищет праведности, стоит на пути к жизни, а тот, кто отвергает обличение, отходит от этого пути. Но возможен другой перевод: «Стезя к жизни: соблюдающий добрые правила [своим примером он помогает другим увидеть эту стезю]; а отвергший наставления вводит в заблуждение» (Притчи 10:17, ПАМ). В любом случае крайне необходимо хранить наставление и принимать обличение!
Пусть гнев уступит место любви
В следующей притче Соломона, состоящей из двух частей, вторая часть усиливает значение первой. Там говорится: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые». Если какой-то человек питает в своем сердце ненависть к другому и утаивает это, говоря ему приятные и льстивые слова, то он обманщик — у него «уста лживые». К этому мудрый царь добавил: «Кто разглашает клевету, тот глуп» (Притчи 10:18). Некоторые люди, будучи не в силах сдержать свою ненависть, начинают ложно обвинять человека, которого ненавидят, и уничижительно о нем отзываться. Так поступать немудро, поскольку злословием и клеветой никого не изменишь. А когда такие слова дойдут до ушей проницательного человека, он поймет, что за ними кроется злоба, и тот, кто клевещет, упадет в его глазах. Поэтому наговаривающий на других вредит сам себе.
Мы поступаем правильно, если не прибегаем ни к обману, ни к клевете. Древним израильтянам Бог сказал: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Левит 19:17). А Иисус Христос дал следующий совет: «Не переставайте любить [даже] своих врагов и молиться за преследующих вас, чтобы вам оказаться сыновьями Отца вашего, который на небесах» (Матфея 5:44, 45). Насколько же лучше иметь в своем сердце любовь, а не ненависть!
Подчеркивая необходимость контролировать свой язык, мудрый царь написал: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Притчи 10:19).
«Глупый наговорит много» (Екклесиаст 10:14). Его уста «изрыгают глупость» (Притчи 15:2). Это, конечно, не значит, что все разговорчивые люди — глупые. Но, если человек много говорит, он легко может стать разносчиком вредоносных сплетен и слухов. Погубленная репутация, задетые чувства, натянутые отношения и даже физический ущерб — вот к чему часто приводят безрассудные слова. «При многословии не миновать греха». А кроме того, кто захочет общаться с человеком, у которого рот не закрывается ни на минуту? Да, нам же самим будет лучше, если мы будем избегать многословия.
Сдерживающий уста свои разумен, и не только потому, что он сторонится лжи. Такой человек, прежде чем говорить, думает. Движимый любовью к путям Иеговы и искренним желанием помочь ближнему, он старается учитывать то, как сказанное им может подействовать на других. В том, что́ он говорит, чувствуется любовь и доброжелательность. Он подбирает слова так, чтобы его речь была приятной и созидающей. Слова такого человека, словно «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах»; они всегда приятны и исполнены достоинства (Притчи 25:11).
Далее Соломон говорит: «Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество» (Притчи 10:20). Речь праведника — чиста, она подобна отборному, очищенному от всяких примесей серебру. Это, безусловно, верно в отношении служителей Иеговы, которые делятся с другими дарующей жизнь вестью из Слова Бога. Их Великий Наставник, Иегова Бог, обучил их и «дал им язык мудрых, чтобы они могли словом подкреплять изнемогающего» (Исаия 30:20, НМ; 50:4). Они делятся с другими библейской истиной — вот почему их язык сравнивается с отборным серебром. Их слова представляют огромную ценность для искренних людей, чего не скажешь о взглядах нечестивых. Давайте же будем ревностно рассказывать о Божьем Царстве и о чудесных делах Бога!
Праведник — это благословение для тех, кто находится рядом с ним. «Уста праведного пасут многих,— пишет Соломон,— а глупые умирают от недостатка разума» (Притчи 10:21).
Каким образом праведник «пасет многих»? Использованное здесь еврейское слово означает водить и питать — это то, что в древние времена делал пастух, присматривавший за овцами (1 Царств 16:11; Псалом 22:1—3; Песнь Песней 1:6). Праведник ведет, или направляет, других к пути праведности, а его речь питает, то есть подкрепляет их. Благодаря этому они испытывают больше счастья и удовлетворения сейчас, а впоследствии, возможно, получат вечную жизнь.
А что можно сказать о глупом? Поскольку ему недостает разума, он часто действует не из хороших побуждений или не задумывается о последствиях своих поступков. Для такого человека главное — удовлетворить свои желания, что будет дальше, ему неважно. Потом ему приходится расплачиваться за свои действия. Поэтому, если праведник помогает другим стоять на пути к жизни, то человек с недостатком разума не может в этом помочь даже самому себе.
Избегать распутного поведения
Часто о человеке можно судить по тому, что ему нравится, а что нет. Вот как об этом написал Соломон: «Для глупого преступное деяние [«распутное поведение», НМ] как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость» (Притчи 10:23).
Для некоторых распутное поведение — это что-то вроде забавы, или игры, а потому оно, по их мнению, является вполне подходящим развлечением. Такие люди не считают, что они должны давать отчет Богу и не желают признать свою неправоту (Римлянам 14:12). Они развратились в уверенности, что Бог не видит их беззаконий. Своими делами они, по сути, говорят: «Нет Бога» (Псалом 13:1—3; Исаия 29:15, 16). Как же это безрассудно!
Разумный же человек понимает, что распутное поведение не забава. Оно неугодно Богу и может разрушить отношения с ним. Такое поведение безрассудно, потому что лишает людей самоуважения, разрывает брачные узы, разрушает ум, тело и ведет к потере духовности. Мы поступаем мудро, если избегаем распутства и делаем все, чтобы полюбить мудрость, как свою родную сестру (Притчи 7:4).
Строить на правильном основании
Подчеркивая то, как важно строить жизнь на хорошем основании, Соломон говорит: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании» (Притчи 10:24, 25).
Люди, возможно, боятся нечестивого человека. Но в конце концов его постигнет то, чего он сам страшится. Он не строит жизнь на основании праведных принципов, поэтому он как непрочное здание, которое обязательно рухнет во время урагана. О нечестивом не скажешь, что он стоит крепко. Праведник же — это человек, который слушается Иисуса Христа. Он «будет уподоблен человеку благоразумному, который построил свой дом на скале. И полил дождь, и пришло наводнение, и подули ветры и обрушились на тот дом, но он не упал, потому что был основан на скале» (Матфея 7:24, 25). Такой человек не поколеблется, так как надежным основанием его мышления и поступков служат Божьи принципы.
Далее, прежде чем продолжить рассуждение о разнице между нечестивым и праведным, мудрый царь делает краткое, но важное напоминание: «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» (Притчи 10:26). Уксус отрицательно воздействует на зубы. Содержащаяся в нем кислота оставляет неприятный вкус во рту и повреждает зубную эмаль. Дым ест глаза. Так и ленивый человек принесет одни убытки и будет раздражать того, кто нанял его на работу или попросил что-то сделать.
«Путь Господень — твердыня»
Соломон далее продолжает: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет» (Притчи 10:27, 28).
У праведного есть богоугодный страх, поэтому он старается радовать Иегову своими мыслями, словами и делами. Бог заботится о таком человеке и исполняет его благочестивые желания. А нечестивый отвергает Бога. Порой кажется, что его надежды сбываются, но это лишь временно, поскольку дни его, вполне возможно, сократятся: такие люди часто умирают либо насильственной смертью, либо из-за болезни, ставшей следствием их образа жизни. И в тот день, когда нечестивый умрет, все его надежды рухнут (Притчи 11:7).
Соломон говорит: «Путь Господень — твердыня для непорочного и страх [«сокрушение», «Танах», Д. Йосифон] для делающих беззаконие» (Притчи 10:29). В данном стихе «путь Господень» — это не стезя жизни, по которой нам нужно идти, а то, как Иегова обращается с людьми. «Он твердыня; совершенны дела Его,— говорит Моисей,— и все пути Его праведны» (Второзаконие 32:4). Божьи справедливые пути несут безопасность для праведных и сокрушение для нечестивых.
Воистину, Иегова — твердыня для своего народа! «Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное» (Притчи 10:30—32).
Вне сомнения, праведники благоденствуют; Иегова благословляет их, потому что они ходят путем праведности. «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит» (Притчи 10:22). Давайте же всегда поступать по Божьим принципам! Будем также «сдерживать свои уста» и языком подкреплять других, делясь несущей жизнь истиной из Слова Бога и направляя их к пути праведности!
Язык может быть подобен «отборному серебру».
|