Как защитить права человека?
В НЕБОЛЬШОМ индонезийском городке Ренгасденгклоке представители разных народностей многие годы жили в мире. Однако 30 января 1997 года кажущейся терпимости друг к другу пришел конец. Междоусобица вспыхнула около трех часов утра, когда по поводу религиозного праздника один из верующих начал бить в барабан. В ответ на шум мужчина, принадлежавший к другой религии, обрушил на своего соседа град оскорблений. Началась перебранка, и мужчины стали бросать друг в друга камнями. На рассвете распря продолжалась, и к ней присоединились другие. К концу дня были разрушены два буддийских храма и четыре церкви. Газета «Интернэшнл геральд трибюн» сообщала об этом инциденте в статье, озаглавленной: «Искра нетерпимости разожгла пожар этнической вражды».
Во многих странах национальные меньшинства, права которых защищены законом, часто становятся объектом нетерпимости. Ясно, что закон, гарантирующий свободу, еще не затрагивает корней нетерпимости. Тот факт, что нетерпимость не проявляется открыто, еще не означает, что ее нет вообще. В какой-то момент обстоятельства могут измениться и накалить атмосферу предубеждений, и тогда скрытая нетерпимость может проявиться со всей своей силой. Даже если люди не преследуются открыто, они могут стать объектом вражды, а их идеи могут отвергаться. Как такое можно предотвратить?
Где корни нетерпимости
Человеку свойственно отвергать все чуждое или относиться с подозрением к чему-то незнакомому, особенно ко взглядам, отличным от его собственных. Означает ли это, что терпимости достичь невозможно? В публикации ООН «Ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» невежество и недостаток взаимопонимания были названы среди «главных причин нетерпимости и дискриминации в сфере религии и убеждений» («Elimination of All Forms of Intolerance and Discrimination Based on Religion or Belief»). И все же невежество, как корень нетерпимости, можно преодолеть. Каким образом? Разумной образовательной работой. «Обучение может быть главным средством борьбы с дискриминацией и нетерпимостью»,— говорится в отчете Комиссии ООН по правам человека. Какова же должна быть цель такого обучения? В журнале «Курьер ЮНЕСКО» отмечалось, что, вместо того чтобы прививать неприязнь к каким-либо религиозным течениям, необходимо «обучать терпимости, цель которой — противодействовать влияниям, порождающим боязнь или неприятие других, и помогать молодежи развивать способность самостоятельно, аналитически мыслить и учитывать нравственные принципы».
Очевидно, что средства массовой информации могут побуждать людей «аналитически мыслить и учитывать нравственные принципы». Многие международные организации признают, что пресса, радио и телевидение способны формировать общественное мнение и содействовать взаимопониманию между людьми. Средства массовой информации будут воспитывать в людях терпимость, а не сеять вражду, что нередко происходит, если журналисты будут ответственными и объективными. Иногда им необходимо идти наперекор общепринятому мнению. Они должны объективно анализировать факты и беспристрастно их освещать. Но достаточно ли этого?
Лучший способ борьбы с нетерпимостью
Терпимость не означает, что все должны думать одинаково. Мнения людей могут расходиться. Некоторые считают, что убеждения других в корне неправильны. Они даже могут открыто выражать свое несогласие. Однако, если они не распространяют ложь, порождающую предубеждения, это нельзя назвать нетерпимостью. Нетерпимость проявляется тогда, когда какую-то группу преследуют, запрещают, ограничивают особыми законами, оговорками к законам или же создают ей какие-либо другие препятствия в том, чтобы следовать своим убеждениям. При проявлениях крайней степени нетерпимости кто-то совершает убийства, а кому-то приходится отдавать жизнь за свои убеждения.
Как же бороться против нетерпимости? Можно обличать ее открыто, как это делал апостол Павел, говоря о нетерпимости религиозных руководителей того времени (Деяния 24:10—13). Но лучший способ борьбы с нетерпимостью — это по возможности предупреждать ее, воспитывая в людях терпимость и взаимопонимание. В упоминаемом ранее отчете ООН об устранении нетерпимости говорится: «Так как все формы религиозной нетерпимости и дискриминации берут свое начало в умах людей, прежде всего необходимо направлять усилия на то, чтобы люди изменили свое мышление». Такая образовательная работа может побудить некоторых пересмотреть свои убеждения.
Федерико Майор, Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, сказал: «Терпимость — это хорошее качество человека, у которого есть убеждения». В журнале «Réforme» священник-доминиканец Клод Жефре писал: «Подлинная терпимость зиждется на глубоких убеждениях». Человек, который уверен в собственных убеждениях, вряд ли будет думать, что убеждения других представляют для него угрозу.
Свидетели Иеговы считают, что беседовать с людьми, имеющими различные убеждения,— отличный способ воспитывать терпимость. Свидетели серьезно относятся к пророчеству Иисуса о том, что «эта благая весть о Царстве будет провозглашена по всему миру для всех народов», и они широко известны всем своей проповеднической деятельностью (Матфея 24:14, СоП). В проповеди у них часто есть возможность выслушать как атеистов, так и людей, принадлежащих к разным религиям, и узнать, во что они верят. В свою очередь Свидетели готовы объяснить, во что верят они сами, всем тем, кто желает их слушать. Таким образом они способствуют распространению знаний и развитию взаимопонимания. Если у людей есть знания и взаимопонимание, им легче проявлять терпимость.
Терпимость и будущее
Несмотря на добрые намерения многих и совместные усилия некоторых, религиозная нетерпимость сегодня остается очевидной проблемой. Но для кардинальных перемен необходимо нечто большее. Французская газета «Le Monde des débats» высветила суть проблемы: «Современное общество часто страдает от эмоциональной и духовной пустоты. Закон может защитить свободу от каких-либо на нее посягательств. Он может и должен гарантировать равенство всех перед законом, исключая какую-либо дискриминацию». В книге «Демократия и терпимость» признается: «Нам еще предстоит долгий путь к тому, чтобы взаимопонимание и уважение стали всеобщей нормой поведения» («Democracy and Tolerance»).
Библия обещает, что вскоре человечество объединится в чистом поклонении единому истинному Богу. Это единство позволит людям создать истинное всемирное братство, где будет царить взаимное уважение. Невежество уже никогда не будет омрачать жизнь людей, так как под правлением Царства Бога все научатся путям Иеговы и таким образом удовлетворят свои интеллектуальные, эмоциональные и духовные потребности (Исаия 11:9; 30:21; 54:13). На всей земле воцарится истинное равенство и свобода (2 Коринфянам 3:17). Точное понимание намерения Бога относительно человечества поможет и вам противостоять невежеству и нетерпимости.
[Рамка/Иллюстрация, страница 11]
Религия в опасности
В последние годы французское правительство пытается помешать деятельности Свидетелей Иеговы во Франции, отказываясь предоставлять им те же права, что и другим религиям. Недавно средства, пожертвованные на религиозную деятельность Свидетелей, были обложены тяжелым налогом. Французские власти несправедливо наложили бремя налога в сумме 50 миллионов долларов США (налоги и штраф) с явной целью воспрепятствовать деятельности 200 000 христиан и симпатизирующих им людей во Франции. Такая вопиющая несправедливость порождена религиозными предубеждениями и противоречит всем принципам свободы, братства и равенства.
[Иллюстрация, страница 10]
Нетерпимость часто ведет к насилию.
[Иллюстрация, страница 12]
Несмотря на религиозную деятельность Свидетелей Иеговы, некоторые должностные лица во Франции заявляют, что Свидетели не являются религиозной организацией.
|