ГОРДОСТЬ
Преувеличенно высокое мнение о себе; необоснованное чувство своего превосходства в том, что касается способностей, внешности, богатства, положения и так далее; высокомерное отношение к другим. Гораздо реже это понятие несет положительный смысл и обозначает чувство радости или глубокого удовлетворения от достигнутых успехов или от обладания чем-либо. Некоторые синонимы гордости — самомнение, заносчивость, надменность.
Еврейский глагол гаа́ буквально означает «вырастать; подниматься высоко». От него происходят слова, передающие мысль о гордости,— как в отрицательном, так и в положительном смысле,— которые переводятся как «высокомерие», «тщеславие», «величие» (Иов 8:11; Иез 47:5; Иса 9:9; Пр 8:13; Пс 68:34; Ам 8:7).
Греческое слово кауха́омай, которое означает «хвалиться; гордиться; ликовать», в зависимости от контекста передает либо положительный, либо отрицательный смысл (1Кр 1:29; Рм 2:17; 5:2).
Гордость обманывает и губит. Некоторые гордецы не осознают, что они гордые, и, боясь увидеть в себе это качество, стараются объяснить свое поведение чем угодно, только не гордостью. Каждому стоит глубоко исследовать себя и свои мотивы, чтобы определить, не развивается ли у него это отрицательное качество. Желая показать, что человек должен иметь правильные побуждения и понимать, что им движет, апостол Павел сказал: «Если я раздам все свое имущество, чтобы накормить других, и отдам свое тело, чтобы похвалиться [греч. каухе́сомай], а любви не имею, то нет мне никакой пользы» (1Кр 13:3).
Поэтому от гордости нужно избавляться — для своего же блага. Особенно важно искоренять это качество тем, кто хочет радовать Бога. Более того, таким людям необходимо возненавидеть гордость, так как в Слове Бога говорится: «Страх перед Иеговой в том, чтобы ненавидеть зло. Тщеславие, гордость, путь зла и извращенные уста я ненавижу» (Пр 8:13).
Тот, кто не избавится от гордости, пострадает. «Гибели предшествует гордость, и падению — надменный дух» (Пр 16:18). «Дом возвышающих себя Иегова разрушит» (Пр 15:25). Есть много примеров того, как гордость приводила к гибели отдельных людей, а также целые династии и народы (Лв 26:18, 19; 2Лт 26:16; Иса 13:19; Иер 13:9; Иез 30:6, 18; 32:12; Дан 5:22, 23, 30).
Гордость — обманчивое качество. Апостол Павел сказал: «Если кто-то думает, будто он что-то из себя представляет, тогда как он ничто, то он обманывает самого себя» (Гл 6:3). Может казаться, что гордый человек выбирает самый успешный путь; однако такой человек не принимает во внимание Бога. (Ср. Иер 49:16; Отк 3:17.) В Библии говорится: «Лучше быть смиренным духом и пребывать с кроткими, чем делить добычу с теми, кто себя возвышает» (Пр 16:19).
Хвастовство. Греческий глагол кауха́омай (озн. «хвалиться») часто передает мысль о себялюбии и гордости. Как видно из Библии, ни у кого нет повода превозносить себя или хвалиться своими достижениями. В христианском собрании в Коринфе некоторые гордые люди начали превозносить себя и других, что привело к разделениям в собрании. У них было плотское мышление: они полагались на людей, а не на Христа (1Кр 1:10—13; 3:3, 4). Этих людей не заботило духовное благополучие собрания, они предпочитали хвалиться наружностью, а не помогать соверующим обретать доброе сердце перед Богом (2Кр 5:12). Поэтому апостол Павел строго обличил коринфских христиан, подчеркнув, что они могли хвалиться только Иеговой Богом и тем, что он для них сделал (1Кр 1:28, 29; 4:6, 7). Он обратил внимание на принцип: «Хвалящийся пусть хвалится в Иегове» (1Кр 1:31; 2Кр 10:17).
Единоутробный брат Иисуса Иаков, развивая эту тему, осудил тех, кто хвастался своими планами на будущее, сказав: «Вы же гордитесь в своем самонадеянном хвастовстве, а всякая такая гордость — зло» (Иак 4:13—16; ср. Пр 27:1).
Положительный смысл. Еврейское слово гаа́, греческое кауха́омай и родственные им слова могут иметь положительный смысл и обозначать чувство гордости или глубокого удовлетворения от достигнутых успехов или от обладания чем-либо. Псалмопевец назвал Израиль «гордостью Иакова, которого он [Иегова] полюбил» (Пс 47:4). В пророчестве о восстановлении Исаия предсказал, что «плоды земли будут гордостью... для уцелевших сыновей Израиля» (Иса 4:2). Видя веру, любовь и стойкость христиан в Фессалонике, апостол Павел сказал: «Мы сами гордимся вами в собраниях Бога» (2Фс 1:3, 4). Христиане гордятся тем, что их Бог — Иегова, что они узнали его и что он их признаёт. Они живут по принципу: «Хвалящийся пусть хвалится тем, что обладает пониманием и знает меня, знает, что я Иегова, что я действую с любящей добротой, справедливостью и праведностью на земле» (Иер 9:24; ср. Лк 10:20).
|