ДЬЯ́ВОЛ
Описательное имя, данное Сатане как главному клеветнику, который ложно обвиняет Иегову, порочит его доброе слово и его святое имя. Греческое слово диа́болос означает «клеветник». (Ср. Лк 16:1, где встречается родственный глагол диаба́лло [его форма переведена здесь как «донесли»]; см. САТАНА.)
На протяжении столетий Дьявол проявлял себя как главный противник Бога и людей. Он спорил с Михаилом о теле Моисея (Иуды 9); завлекал людей в свои ловушки (1Тм 3:7; 2Тм 2:26); использовал ложных религиозных вождей, Иуду Искариота, Вариисуса и других как своих детей (Ин 8:44; 13:2; Де 13:6, 10); угнетал людей так, что их не могли исцелить врачи (Де 10:38); бросал праведных в тюрьму (Отк 2:10) и различными способами причинял безвременную смерть (Евр 2:14). Поэтому, чтобы не давать места Клеветнику Бога, христиане призываются как можно быстрее избавляться от раздражения (Эф 4:27). «Сохраняйте бдительность, бодрствуйте,— предупреждает Петр.— Ваш противник, Дьявол, ходит, как рычащий лев, и ищет, кого поглотить» (1Пт 5:8).
В некоторых случаях, когда в оригинальном тексте Христианских Греческих Писаний встречается слово диа́болос, оно не относится к Сатане и поэтому уместно переведено как «клеветник». Например, Иисус, подразумевая Иуду, сказал 12-ти: «Один из вас — клеветник» (Ин 6:70); женщинам в собрании повелевается не быть клеветницами (1Тм 3:11; Тит 2:3); а то, что «люди будут... клеветниками»,— это одна из составляющих признака «последних дней» (2Тм 3:1—5).
Закон, который Иегова дал народу Израиль, запрещал клеветать (Лв 19:16). Такая враждебная речь осуждается во всей Библии (2См 19:27; Пс 15:3; 101:5; Пр 11:13; 20:19; 30:10; Иер 6:28; 9:4).
|