Что нам нужно делать, чтобы спастись?
КАК-ТО один человек спросил Иисуса: «Господи! неужели мало спасающихся?» Что ответил Иисус? Сказал ли он: «Просто примите меня как своего Господа и Спасителя, и будете спасены»? Нет! Иисус сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Луки 13:23, 24).
Означает ли это, что Иисус не ответил на вопрос человека? Нет, этот человек не спрашивал, насколько трудно будет спастись, он спрашивал, будет ли число спасающихся маленьким. Поэтому Иисус просто показал, что гораздо меньше людей, чем можно было бы предположить, станут прикладывать усилия, чтобы получить такое прекрасное благословение.
«Мне объясняли это по-другому»,— могут возразить некоторые читатели. Они могут процитировать Иоанна 3:16, где говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». На это, однако, мы ответим: «Во что же, тогда, должны мы верить? В то, что Иисус действительно жил? Конечно. Что он — Сын Бога? Несомненно! А раз в Библии Иисус называется „Учителем“ и „Господом“, то разве не должны мы верить в то, чему он учил, слушаться его и следовать за ним?» (Иоанна 13:13; Матфея 16:16).
Следовать за Иисусом
Вот здесь-то и возникает проблема! Многие из тех, кому сказали, что они спасены, кажется, вовсе не собираются ни следовать за Иисусом, ни слушаться его. Действительно, один протестантский священник написал: «Конечно, нам следует продолжать верить в Христа. Но заявление о том, что это абсолютно необходимо или что обязательно нужно продолжать верить, никак не подтверждается Библией».
В Библии же, наоборот, перечисляются безнравственные дела, обычные для некоторых людей, полагающих, что они «спасены». В отношении тех, кто продолжает вести такой образ жизни, Библия повелевает христианам: «Извергните развращенного из среды вас». Конечно же Бог не хочет, чтобы развращенные люди оскверняли его христианское собрание (1 Коринфянам 5:11—13).
Что же тогда значит следовать за Иисусом и как мы можем это делать? А что делал Иисус? Был ли он безнравственным человеком? Блудником? Пьяницей? Лжецом? Был ли он нечестен в деловых отношениях? Конечно же нет! «Но,— возможно спрашиваешь ты,— должен ли я искоренить такие привычки из своей жизни?» Чтобы ответить на этот вопрос, прочитай Ефесянам 4:17—5:5. Там не говорится, что Бог примет нас, какими бы мы ни были. Вместо этого там сказано, чтобы мы отличались от мирских людей, которые ‘дошли до бесчувствия [«утратили чувство стыда», «Современный перевод»]... Но вы не так познали Христа... Отложите прежний образ жизни ветхого человека... Кто крал, вперед не кради... А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым... Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога’.
Следуем ли мы за Иисусом, если даже не пытаемся жить в соответствии с его примером? Разве нам не надо работать над тем, чтобы наша жизнь была больше похожа на жизнь Христа? Над этим важным вопросом редко задумываются, а то и вообще не задумываются люди, вторящие словам одного религиозного трактата: «Приди к Христу сейчас — прямо таким, каков ты есть».
Один из учеников Иисуса предупреждал, что нечестивые люди ‘обращали благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергали единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа’ (Иуды 4). Как в действительности мы могли бы обратить милосердие Бога в «повод к распутству»? Мы могли бы сделать это, решив, что жертва Христа покрывает намеренные грехи, от которых мы не собираемся избавляться, а не грехи человеческого несовершенства, которых мы стараемся избегать. Безусловно, нам не хотелось бы соглашаться с одним из известнейших американских евангелистов, который сказал, что людям не надо «приводить свою жизнь в порядок, отказываться от чего-либо или изменяться к лучшему». (Сравни Деяния 17:30; Римлянам 3:25; Иакова 5:19, 20.)
Вера побуждает действовать
Многим людям говорят, что «вера в Христа» — это однократное действие и что нам не нужна настолько сильная вера, чтобы она побуждала нас к послушанию. Но это противоречит Библии. Иисус не говорил, что спасаются все люди, которые встают на христианский путь. Нет, он сказал: «Претерпевший же до конца спасется» (Матфея 10:22). В Библии наш христианский путь уподобляется состязанию в беге, и спасение — это награда, которая ждет нас в конце. Библия призывает: «Так бегите, чтобы получить» (1 Коринфянам 9:24).
Таким образом, «принять Христа» означает гораздо больше, чем просто получить благословения, которые приносит величайшая жертва Иисуса. Необходимо послушание. Апостол Петр говорит, что суд начинается «с дома Божия», и добавляет: «Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петра 4:17). Значит, от нас требуется больше, чем просто услышать и поверить. В Библии говорится, что мы должны быть «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иакова 1:22).
Наставления самого Иисуса
В библейской книге Откровение записаны наставления Иисуса, которые были переданы через Иоанна семи собраниям ранних христиан (Откровение 1:1, 4). Говорил ли Иисус, что, так как люди в этих собраниях уже «приняли» его, этого было достаточно? Нет. Он хвалил этих людей за их дела, за их труд и терпение и говорил об их любви, вере и служении. Но Иисус сказал, что Дьявол будет испытывать их и что они получат награду ‘каждый по своим делам’ (Откровение 2:2, 10, 19, 23).
Таким образом, Иисус имел в виду гораздо большее обязательство, чем представляет себе большинство людей, когда им говорят, что, как только они «принимают» Иисуса на религиозной встрече, их спасение становится «решенным делом». Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матфея 16:24, 25).
Отвергнуться себя? Постоянно следовать за Иисусом? Это требует усилий. Это должно изменить нашу жизнь. Но на самом ли деле Иисус сказал, что некоторым из нас, возможно, даже придется ‘потерять душу свою’ — умереть за него? Да, такая вера приходит только с познанием великолепных истин, которое можно приобрести, изучая Слово Бога. Это было очевидно в тот день, когда Стефана побивали камнями религиозные фанатики, которые «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деяния 6:8—12; 7:57—60). И в наше время такую же веру проявили сотни Свидетелей Иеговы, которые погибли в нацистских концентрационных лагерях, отказавшись поступать против своей обученной по Библии совестиa.
Христианское рвение
Мы должны твердо стоять в нашей христианской вере, потому что, в отличие от слышанного тобою, возможно, в некоторых церквах или в религиозных телевизионных программах, в Библии говорится, что мы можем отпасть от веры. В Библии рассказывается о христианах, которые оставили «прямый путь» (2 Петра 2:1, 15). Поэтому нам необходимо ‘со страхом и трепетом совершать свое спасение’ (Филиппийцам 2:12; 2 Петра 2:20).
Так ли понимали этот вопрос христиане первого века, люди, которые сами слышали, как учил Иисус и его апостолы? Да. Те христиане знали, что им нужно было что-то делать. Иисус сказал: «Итак идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28:19, 20).
Спустя два месяца после того как Иисус произнес эти слова, в один день крестилось 3 000 человек. Число верующих быстро увеличилось до 5 000. Те, кто уверовал, учили других. Когда христиане были рассеяны из-за гонений, это только послужило распространению их вести. В Библии говорится, что не только несколько руководителей, а все «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Благодаря этому, примерно через 30 лет апостол Павел мог написать, что благая весть была ‘возвещена всей твари поднебесной’ (Деяния 2:41; 4:4; 8:4; Колоссянам 1:23).
Павел не обращал в веру людей, говоря, как некоторые телевизионные евангелисты: «Примите Иисуса прямо сейчас и вы навсегда спасетесь». Не было у него и уверенности, присущей тому американскому священнику, который написал: «Я был спасен... еще подростком». Более чем через 20 лет после того как Иисус лично избрал Павла для проповедования христианской вести язычникам, этот усердный апостол писал: «[Я] усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:27; Деяния 9:5, 6, 15).
Спасение — это щедрый дар Бога. Его нельзя заслужить. И все же усилия с нашей стороны необходимы. Если бы тебе предложили очень ценный подарок, а у тебя не хватило бы признательности, чтобы принять его и унести с собой, то это могло бы навести дарителя на мысль отдать этот подарок кому-нибудь другому. Но насколько же ценна кровь Иисуса Христа? Это щедрый дар, и мы должны быть за него очень благодарны.
Истинные христиане спасены в том смысле, что они занимают одобряемое Богом положение. Их спасение как группы обеспечено. Лично каждый из них должен отвечать требованиям Бога. Но мы можем отпасть, потому что Иисус сказал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Иоанна 15:6).
«Слово Божие живо»
Разговор, о котором упоминалось в начале предыдущей статьи, состоялся около 60 лет назад. Джонни все так же верит, что спасение возможно только через Иисуса Христа, но он понимает, что к этому спасению нужно стремиться. Джонни и сейчас убежден, что Библия указывает на единственный существующий источник надежды для человечества и что нам нужно изучать эту чудесную книгу, быть движимыми ею и позволять, чтобы она побуждала нас к делам любви, веры, доброты, послушания и терпения. Джонни научил верить в это своих детей, и сейчас он с радостью наблюдает, как его дети учат этому уже своих детей. Джонни хочет, чтобы подобная вера была у всех, и делает все возможное, чтобы развивать ее в сердцах и умах других людей.
Апостол Павел был вдохновлен написать, что «слово Божие живо и действенно» (Евреям 4:12). Оно может изменять жизни людей. Оно может побудить тебя к искренним делам любви, веры и послушания. Но тебе необходимо делать больше, чем просто «принимать» умом то, о чем говорится в Библии. Изучай Библию и позволяй ей побуждать твое сердце. Пусть тобою руководит библейская мудрость. Около 5 000 000 усердных Свидетелей Иеговы более чем в 230 странах предлагают людям бесплатное домашнее изучение Библии. Чтобы узнать, чему ты можешь научиться из такого изучения, напиши издателям этого журнала. Ты исполнишься радостью от приобретенной веры и духовной силы!
[Сноска]
a Доктор Кристин Е. Кинг писала в своей книге «Нацистское государство и новые вероисповедания: исследования пяти конкретных случаев неподчинения» («The Nazi State and the New Religions: Five Case Studies in Non-Conformity»): «Каждый второй немецкий Свидетель [Иеговы] был арестован, каждый четвертый потерял свою жизнь».
Почему нужно «подвизаться за веру»?
Библейская книга послание Иуды адресована «призванным, которые... сохранены Иисусом Христом». Говорится ли в ней, что, так как они «приняли Христа», их спасение было обеспечено. Нет, Иуда призывал этих христиан «подвизаться за веру». Он указал три причины, по которым им следовало это делать. Во-первых, Бог ‘избавил народ из земли Египетской’, но многие из того народа позднее отпали от веры. Во-вторых, даже ангелы взбунтовались и стали демонами. В-третьих, Бог уничтожил Содом и Гоморру из-за чудовищной половой распущенности, которая там царила. Иуда приводит эти библейские факты как предостерегающие «примеры». Да, даже верующим, которые «сохранены Иисусом Христом», нужно быть внимательными, чтобы не отпасть от истинной веры (Иуды 1—7
Что правильно?
В Библии говорится: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона». В ней также сказано: «Человек оправдывается делами, а не верою только». Что же правильно? Чем же мы оправдываемся: верой или делами? (Римлянам 3:28; Иакова 2:24).
Гармоничный ответ из Библии состоит в том, что правильно и то и другое.
Веками Закон, который Бог дал через Моисея, требовал от иудейских поклонников приносить определенные жертвы и дары, соблюдать праздники, придерживаться определенной диеты и многое другое. После того как Иисус предоставил совершенную жертву, такие «дела закона», или просто «дела», потеряли свою значимость (Римлянам 10:4).
Но то, что дела, совершавшиеся под Моисеевым законом, были заменены великой жертвой Иисуса, не означает, что мы можем игнорировать повеления Библии. В ней говорится: «Кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу от [прежних] мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:14).
Как мы ‘служим Богу живому’? В Библии говорится, помимо всего прочего, чтобы мы боролись с делами плоти, сопротивлялись безнравственности мира и избегали его сетей. В ней сказано, чтобы мы ‘подвизались добрым подвигом веры’, отбросили «запинающий нас грех» и ‘с терпением проходили предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса’. Библия призывает нас также «не изнемочь и не ослабеть душами [нашими]» (1 Тимофею 6:12; Евреям 12:1—3; Галатам 5:19—21).
Делая это, мы не заслужим спасения, потому что человек никогда не сможет сделать достаточно, чтобы заслужить такое удивительное благословение. Но если мы не будем проявлять любовь и послушание, делая то, что, по словам Библии, угодно Богу и Христу, мы будем недостойны такого прекрасного дара. Если мы не будем подкреплять свою веру делами, наше заявление о том, что мы следуем за Иисусом, будет далеко от истины, потому что в Библии ясно сказано: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иакова 2:17).
Изучай Библию и руководствуйся ею.
|