Свободные, но подотчетные люди
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (ИОАННА 8:32).
1, 2. (а) Каким образом в человеческой истории свободе придавалось особое значение? (б) Кто один является по-настоящему свободным? Объясни.
СВОБОДА. Какое могущественное слово! Человечество перенесло бесчисленное количество войн и революций, а также огромное число социальных беспорядков из-за желания людей быть свободными. Действительно, как говорит The Encyclopedia Americana (Американская энциклопедия), «в процессе развития цивилизации ни одна идея не играла более важной роли, чем идея свободы».
2 И все же, сколько людей действительно является свободными? Сколько людей хотя бы знает, что такое свобода? The World Book Encyclopedia (Уорлд бук энсайклопидия) говорит: «Для того, чтобы люди имели полную свободу, не должно существовать ограничений в отношении того, что они думают, говорят или делают. Они должны сознавать, какой они имеют выбор, и должны иметь возможность делать этот выбор». Ввиду всего этого, знаешь ли ты кого-нибудь, кто является по-настоящему свободным? Кто может сказать, что он не имеет „ограничений в отношении того, что он думает, говорит или делает“? Поистине, только одна личность во всей вселенной соответствует этому описанию — Иегова Бог. Он один обладает абсолютной свободой. Только он может делать любой выбор, который желает, и затем реализовать его вопреки любому сопротивлению. Он — «Вседержитель» (Откровение 1:8; Исаия 55:11).
3. При каком условии люди обычно пользуются свободой?
3 Для скромных людей свобода может быть только относительной. Она обычно предоставляется или гарантируется определенной властью и связана с нашим подчинением этой власти. На самом деле, почти в каждом случае человек может быть свободным только тогда, когда он признает власть, которая гарантирует его свободу. Например, живущие в «свободном мире», пользуются многими преимуществами, такими, как свобода передвижения, свобода слова и свобода вероисповедания. Что гарантирует такую свободу? Закон страны. Человек может пользоваться ею только, пока он повинуется закону. Если он злоупотребляет своей свободой и нарушает закон, то он привлекается властями к ответственности, и он может быть решительно лишен свободы посредством тюремного заключения (Римлянам 13:1—4).
Божья свобода — с подотчетностью
4, 5. Какой свободой пользуются поклонники Иеговы, и из-за чего он привлечет их к ответственности?
4 В первом веке Иисус говорил о свободе. Он сказал иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:31, 32). Он не говорил о свободе слова или свободе вероисповедания. Он, конечно, не говорил и о страстно желаемом многими иудеями освобождении от римского ига. Нет, это было что-то намного более драгоценное, — свобода, предоставленная не человеческими законами или по прихоти какого-нибудь человеческого правителя, но — свобода, предоставленная высшим Сувереном вселенной, Иеговой. Это была свобода от суеверий, свобода от религиозного невежества и многое, многое другое. Свобода, предоставленная Иеговой, является настоящей свободой, и она будет существовать вечно.
5 Апостол Павел сказал: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам 3:17). В течение столетий Иегова обращался с человечеством таким образом, что верные люди в конечном итоге будут обладать самым прекрасным и величайшим видом человеческой свободы, — „свободой славы детей Божиих“ (Римлянам 8:21). Тем временем, Иегова предоставляет нам определенную меру свободы посредством библейской истины, и он привлекает нас к ответственности, если мы злоупотребляем такой свободой. Апостол Павел писал: «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евреям 4:13).
6—8. (а) Свободой в каких отношениях наслаждались Адам и Ева, и при каком условии они могли сохранить эту свободу? (б) Что потеряли Адам и Ева для себя и для своих потомков?
6 Важность подотчетности перед Иеговой стала очевидной во времена, когда жили наши первые человеческие родители, Адам и Ева. Иегова создал их с драгоценным даром свободы воли. Пока они пользовались этой свободой воли с ответственностью, они имели другие благословения, такие, как свобода от страха, свобода от болезней, свобода от смерти и свобода обращаться к своему небесному Отцу с чистой совестью. Но когда они злоупотребили своей свободой воли, все изменилось.
7 Иегова поместил Адама и Еву в Едемском саду, и дал им возможность наслаждаться плодами всех деревьев в саду, кроме одного. Это дерево он оставил для себя; оно было „деревом познания добра и зла“ (Бытие 2:16, 17). Тем, что Адам и Ева воздержались бы есть от плодов того дерева, они бы признали, что только Иегова свободен устанавливать нормы добра и зла. Если бы они поступили с ответственностью и воздержались бы от того, чтобы есть запрещенный плод, Иегова продолжал бы обеспечивать их свободой и в других отношениях.
8 К сожалению, Ева согласилась с коварным предложением Змея, что она должна сама „знать добро и зло“ (Бытие 3:1—5). Сначала она, а потом и Адам, ели от запрещенного плода. В результате, когда Иегова Бог пришел говорить с ними в Едемском саду, они почувствовали стыд и спрятались (Бытие 3:8, 9). Теперь они были грешниками, потерявшими чувство свободы в обращении к Богу, которое происходило от чистой совести. Вследствие этого они также потеряли свободу от болезни и смерти, как для себя, так и для своих потомков. Павел сказал: «Как одним человеком [Адамом] грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12; Бытие 3:16, 19).
9. Какие личности известны как хорошо использовавшие ту меру свободы, которой они владели?
9 Несмотря на это, человечество по-прежнему имеет свободу воли, и с течением времени некоторые несовершенные люди пользовались ею с ответственностью, чтобы служить Иегове. Имена некоторых из них были сохранены для нас с древних времен. Такие мужчины, как Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак и Иаков (называвшийся также Израилем) являются примерами личностей, которые пользовались той мерой свободы, которую они по-прежнему имели, для того, чтобы творить волю Бога. И в результате это послужило им на благо (Евреям 11:4—21).
Свобода избранного Божьего народа
10. Каковы были условия союза, который Иегова заключил со своим особым народом?
10 Во дни Моисея Иегова освободил сыновей Израилевых, насчитывавших тогда миллионы, из рабства в Египте и заключил с ними союз, на основаниии чего они стали его особым народом. Под условиями этого союза израильтяне имели священство и систему жертвоприношений животных, которые символически покрывали их грехи. Таким образом, они имели свободу обращаться в поклонении к Богу. Они также имели систему законов и правил, которые сохраняли их свободными от обычаев, основанных на суевериях, и от ложного поклонения. Позже они получили бы в наследство Обетованную землю с заверением в Божьей помощи против их врагов. Со своей стороны по условиям союза израильтяне обязывались соблюдать Закон Иеговы. Израильтяне с готовностью приняли это условие, заявив: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исход 19:3—8; Второзаконие 11:22—25).
11. Что было результатом того, что Израиль оказался несостоятельным в соблюдении своих обязательств в союзе с Иеговой?
11 В течение более 1 500 лет, израильтяне имели особые взаимоотношения с Иеговой. Но снова и снова они оказывались несостоятельными в том, чтобы соблюдать союз. То и дело они соблазнялись ложным поклонением и попадали в рабство идолопоклонства и суеверий, так что Бог допускал, чтобы они буквальным образом попадали в плен к своим врагам (Судей 2:11—19). Вместо того, чтобы наслаждаться благословениями освобождения, которые были бы следствием того, что соблюдался союз, они наказывались, потому что нарушали его (Второзаконие 28:1, 2, 15). В конечном итоге, в 607 году до н. э. Иегова допустил, чтобы этот народ был порабощен Вавилоном (2 Паралипоменон 36:15—21).
12. Что стало очевидным в конечном итоге относительно союза Моисеева закона?
12 Это было тяжелым уроком. Они должны были усвоить из этого важность соблюдения Закона. Несмотря на это, когда 70 лет спустя израильтяне вернулись в свою землю, они по-прежнему оказывались несостоятельными в том, чтобы правильно соблюдать условия союза Закона. Почти сто лет спустя после их возвращения Иегова сказал священникам Израиля: «Вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия» (Малахия 2:8). Действительно, даже самые искренние среди израильтян не могли соответствовать нормам совершенного Закона. Вместо того, чтобы быть благословением, он стал, по словам апостола Павла, «проклятием» (Галатам 3:13, НМ). Ясно, что для того, чтобы привести несовершенных верных людей в свободу славы детей Божиих, необходимо было что-то бо́льшее, чем союз Моисеева закона.
Сущность христианской свободы
13. Какое лучшее основание для свободы было в конечном итоге предоставлено?
13 Этим бо́льшим стала искупительная жертва Иисуса Христа. Около 50 года н. э. апостол Павел писал собранию помазанных христиан в Галатии. Он описал, как Иегова освободил их от рабства союза Закона и затем сказал: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1). В каких отношениях Иисус освободил людей?
14, 15. В каких отношениях Иисус чудесным образом освободил верующих иудеев и неиудеев?
14 После смерти Иисуса иудеи, которые приняли его как Мессию и стали его учениками, вступили в новый союз, который заменил старый союз Закона (Иеремия 31:31—34; Евреям 8:7—13). Согласно этому новому союзу они, а также неиудейские верующие, позднее присоединившиеся к ним, стали частью новой, духовной нации, которая заменила Израиль по плоти как особый Божий народ (Римлянам 9:25, 26; Галатам 6:16). Являясь таким народом, они пользовались свободой, которую обещал Иисус, когда он сказал: «Истина сделает вас свободными». Кроме того, что истина освободила их от проклятия Моисеева закона, она освободила иудейских христиан от всех обременительных традиций, которые наложили на них религиозные вожди. И она освободила неиудейских христиан от идолопоклонства и суеверий их прежнего поклонения (Матфея 15:3, 6; 23:4; Деяния 14:11—13; 17:16). Но было осуществлено нечто большее.
15 Иисус, говоря об истине, которая делает свободными, сказал: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанна 8:34). Поскольку Адам и Ева согрешили, каждый человек, когда-либо живший на земле, был грешником и таким образом — рабом греха. Единственным исключением был сам Иисус, и жертва Иисуса освободила верующих от того рабства. Правда, они по-прежнему были по природе несовершенными и грешными. Однако теперь они могли раскаяться в своих грехах и умолять о прощении на основании жертвы Иисуса, уверенные, что их прошения будут услышаны (1 Иоанна 2:1, 2). На основании искупительной жертвы Иисуса, Бог объявил их праведными, и они могли обращаться к нему с очищенной совестью (Римлянам 8:33). Более того, поскольку выкуп дал надежду на воскресение к бесконечной жизни, истина освободила их даже от страха смерти (Матфея 10:28; Евреям 2:15).
16. Каким образом христианская свобода предоставляла больше, чем любая свобода, предлагаемая миром?
16 Замечательным образом христианская свобода была открыта мужчинам и женщинам, независимо от их положения с человеческой точки зрения. Бедные люди, тюремные заключенные, даже рабы могли быть свободными. С другой стороны, власть имущие, отвергавшие весть о Христе, оставались по-прежнему в рабстве суеверий, греха и страха смерти. Мы никогда не должны переставать благодарить Иегову за эту свободу, которой мы пользуемся. Ничто из того, что предлагает мир, не может сравниться с ней.
Свободные, но подотчетные
17. (а) Как некоторые в первом веке потеряли христианскую свободу? (б) Почему мы не должны обманываться в отношении кажущейся свободы мира сатаны?
17 В первом веке, вероятно, большинство помазанных христиан радовалось своей свободе и сохраняло свою непорочность, чего бы это ни стоило. К сожалению, однако, некоторые вкусили христианской свободы со всеми ее благословениями и затем отвергли ее, вернувшись в рабство в мир. Почему это произошло? Вера многих, несомненно, ослабла, и „их отнесло“ (Евреям 2:1, НМ). Другие „отвергли веру и добрую совесть и потерпели кораблекрушение в вере“ (1 Тимофею 1:19). Возможно, они поддались материализму или безнравственному образу жизни. Как же важно нам сохранять нашу веру и строить на ней, оставаясь занятыми личным изучением, общением, христианской деятельностью, продолжая молиться! (2 Петра 1:5—8). Да не перестанем мы никогда ценить христианскую свободу! Правда, некоторые могут соблазниться распущенностью, которую они видят вне собрания, думая, что те, кто находится в мире, свободнее, чем мы. На самом деле, однако, то, что кажется свободой в мире, обычно является просто безответственностью. Если мы не являемся рабами Бога, мы — рабы греха, и это рабство приносит горькое возмездие (Римлянам 6:23; Галатам 6:7, 8).
18—20. (а) Каким образом некоторые стали „врагами столба мучений“? (б) Как некоторые „употребляли свободу для прикрытия зла“?
18 Далее, в своем послании к Филиппийцам Павел писал: «Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова [столба мучений Христа, НМ]» (Филиппийцам 3:18). Да, были такие, которые когда-то были христианами, но стали врагами веры, возможно, став отступниками. Насколько жизненно важно, чтобы мы не следовали их курсу! Петр также писал: «[Будьте] как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Петра 2:16). Как может человек употреблять свою свободу для прикрытия зла? Совершая тяжелые грехи, возможно, тайно, и продолжая в то же самое время общаться с собранием.
19 Вспомним Диотрефа. Иоанн сказал о нем: «Любящий первенствовать у них [в собрании] Диотреф не принимает нас... и... не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Иоанна 9, 10). Диотреф использовал свою свободу для прикрытия своих собственных эгоистических стремлений.
20 Ученик Иуда писал: «Вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуды 4). Общаясь с собранием, эти личности оказывали развращающее влияние (Иуды 8—10, 16). В Откровении мы читаем, что в Пергамском и Фиатирском собраниях существовало сектантство, идолопоклонство и безнравственность (Откровение 2:14, 15, 20—23). Какое злоупотребление христианской свободой!
21. Что ожидает тех, кто злоупотребляет своей христианской свободой?
21 Что ожидает тех, кто злоупотребляет христианской свободой таким образом? Вспомним, что произошло с Израилем. Израиль был избранным народом Бога, но Иегова отверг его в конечном итоге. Почему? Потому что израильтяне использовали свои взаимотношения с Богом для прикрытия зла. Они хвалились тем, что являлись сынами Авраама, но отвергли Иисуса, Семя Авраамово и избранного Иеговой Мессию (Матфея 23:37—39; Иоанна 8:39—47; Деяния 2:36; Галатам 3:16). „Израиль Божий“ в целом не окажется неверным подобным образом (Галатам 6:16). Но любой христианин, который является причиной духовного или нравственного загрязнения, будет в конечном итоге подвергнут дисциплинированию, даже строгому наказанию. Все из нас подотчетны в том, как мы используем нашу христианскую свободу.
22. Какую радость приобретают те, кто использует свою христианскую свободу, чтобы быть рабом Бога?
22 Насколько лучше быть рабом Бога и быть истинно свободным. Только Иегова предоставляет свободу, которая действительно ценна. В одной притче говорится: «Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня» (Притчи 27:11). Да будем мы использовать нашу христианскую свободу к оправданию Иеговы. Если мы будем так делать, наша жизнь будет иметь смысл, мы доставим удовольствие нашему небесному Отцу, и в конечном итоге будем среди тех, кто будет обладать свободой славы детей Божиих.
Можешь ли ты объяснить?
◻ Кто один является по-настоящему свободным?
◻ Свободой в каких отношениях пользовались Адам и Ева, и почему они потеряли ее?
◻ Свободой в чем пользовались израильтяне, когда они соблюдали условия своего союза с Иеговой?
◻ Какую свободу приобрели те, кто принял Иисуса?
◻ Как некоторые в первом веке потеряли или злоупотребили своей христианской свободой?
[Иллюстрация, страница 13]
Свобода, данная Иисусом, намного лучше любой свободы, предоставленной человеком.
|