1—3. Какой повод для оптимизма есть у нас в отношении справедливости?
«ВИНОВЕН ИЛИ НЕВИНОВЕН?» Многие задаются этим вопросом, слыша сообщения о каких-либо судебных разбирательствах. Судьи и присяжные, возможно, стараются быть честными, но торжествует ли обычно справедливость? Не доводилось ли тебе слышать о несправедливости и предвзятости, допускаемых во время судебного процесса? Как видно из записанной в Евангелии от Луки 18:1—8 притчи Иисуса, такая несправедливость не нова.
2 Что бы ты ни думал о человеческом правосудии, прислушайся к заключению, сделанному Иисусом: «Разве Бог не сделает так, чтобы свершилось правосудие для избранников Его, которые взывают к Нему денно и нощно?.. Я говорю вам: Он поможет Своим избранникам, и скоро! Но когда придет Сын Человеческий, то найдет ли Он веру на земле?» («Современный перевод»).
3 Да, Иегова позаботится, чтобы для его служителей в конце концов восторжествовала справедливость. И это связано с Иисусом особенно сейчас, потому что мы живем «в последние дни» этой злой системы. Скоро Иегова посредством своего могущественного Сына искоренит зло с земли (2 Тимофею 3:1; 2 Фессалоникийцам 1:7, 8; Откровение 19:11—16). Мы сможем лучше понять роль Иисуса, если рассмотрим одну из последних его притчей, которую часто называют притчей об овцах и козлах.
4. Как мы понимали, когда должна исполниться притча об овцах и козлах, и почему сейчас мы снова обратим внимание на эту притчу? (Притчи 4:18).
4 Долгое время мы понимали, что в этой притче описывается, как в 1914 году Иисус стал Царем и как с тех пор он выносит судебные решения: вечная жизнь — для овцеподобных людей и вечная смерть — для козлоподобных. Но повторное рассмотрение этой притчи дает более точное понимание времени ее исполнения и того, о чем же в ней говорится. Такое уточнение придает еще большее значение нашей проповеднической деятельности и показывает, как важен отклик людей. Чтобы понять, на чем основано такое углубленное понимание этой притчи, давайте рассмотрим, что говорится в Библии об Иегове и Иисусе, как о Царях и Судьях.
Иегова — Верховный Судья
5, 6. Почему уместно считать Иегову и Царем и Судьей?
5 Иегова правит всем во вселенной. Он — ‘Царь веков’, который не имеет ни начала, ни конца (1 Тимофею 1:17; Псалом 89:3, 5; Откровение 15:3, НМ). Ему принадлежит власть создавать законы, или уставы, и проводить их в жизнь. Но ему принадлежит и власть быть Судьей. В Исаии 33:22 говорится: «Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш: Он спасет нас».
6 Служители Бога издавна признают Иегову Судьей в решении судебных дел и вопросов. Например, после того как «Судия всей земли» удостоверился в нечестии Содома и Гоморры, он вынес приговор, гласивший, что жители этих городов заслуживали уничтожения, и сам привел этот справедливый приговор в исполнение (Бытие 18:20—33; Иов 34:10—12). Это, конечно же, еще раз заверяет нас в том, что Иегова — справедливый Судья, который всегда исполняет свои судебные решения!
7. Как действовал Иегова в качестве Судьи в отношениях с Израилем?
7 В древнем Израиле Иегова иногда лично выносил приговоры. Живи ты в то время, разве тебя не утешало бы знать, что дела рассматривал совершенный Судья? (Левит 24:10—16; Числа 15:32—36; 27:1—11). Кроме того, Бог предоставил «законы», которые были хорошими нормами для осуществления правосудия (Левит 25:18, 19; Неемия 9:13; Псалом 18:10, 11; 118:7, 75, 164; 147:8, 9). Бог — «Судия всей земли», а значит, и всех нас (Евреям 12:23).
8. Какое относящееся к делу видение было дано Даниилу?
8 У нас есть показания «очевидца» по этому делу. Пророку Даниилу было дано видение о свирепых зверях, которые представляли правительства или державы (Даниил 7:1—8, 17). Он добавил: «Поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег» (Даниил 7:9). Заметь, что Даниил видел престолы и как «воссел Ветхий днями [Иегова]». Задайся вопросом: был ли Даниил в этом случае свидетелем того, как Бог стал Царем?
9. Каково одно из значений выражения ‘воссесть на престол’? Приведи примеры.
9 Когда мы читаем, что кто-то «воссел» на престол, мы можем подумать, что этот человек стал царем, ведь в Библии иногда используется такой язык. Например: «Когда он [Замврий] воцарился и сел на престоле его, то...» (3 Царств 16:11; 4 Царств 10:30; 15:12; Иеремия 33:17). В пророчестве о Мессии говорилось: «Он... воссядет и будет владычествовать на престоле Своем». Значит, ‘воссесть на престол’ может означать стать царем (Захария 6:12, 13). Иегова описывается как Царь, сидящий на престоле (3 Царств 22:19; Исаия 6:1; Откровение 4:1—3). Он — «Царь вечности» (Откровение 15:3, НМ). И все же когда Бог утверждает новый вид владычества, то можно сказать, что он становится Царем, как бы заново садясь на свой престол (1 Паралипоменон 16:1, 31; Исаия 52:7; Откровение 11:15—17; 19:1, 2, 6).
10. В чем состояла первейшая обязанность израильских царей? Приведи пример.
10 Здесь мы подходим к главному: первейшая обязанность царей в древности заключалась в том, чтобы выслушивать судебные дела и выносить решения (Притчи 29:14). Вспомни мудрое решение царя Соломона, когда две женщины оспаривали свое право на одного ребенка (3 Царств 3:16—28; 2 Паралипоменон 9:8). Одним из правительственных помещений был «притвор с престолом, с которого он судил», называвшийся также «притвор для судилища» (3 Царств 7:7). Иерусалим описывался как место, где «стоят престолы суда» (Псалом 121:5). Ясно, что ‘воссесть на престол’ может также означать вершить правосудие (Исход 18:13; Притчи 20:8).
11, 12. а) Что означало, что, как упоминается в 7-й главе Даниила, Иегова воссел на престол? б) Как другие стихи подтверждают, что Иегова воссел, чтобы судить?
11 Давайте вернемся к видению, в котором Даниил видел, как «воссел Ветхий днями». В Даниила 7:10 добавляется: «Судьи сели, и раскрылись книги». Да, Ветхий днями воссел для того, чтобы вынести судебное решение по делу о мировом господстве и признать Сына Человеческого достойным править (Даниил 7:13, 14). Затем мы читаем, что «пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего», то есть тем, кто признан годным править вместе с Сыном Человеческим (Даниил 7:22). В конце концов ‘восседают судьи’ и выносят обвинительный приговор последней мировой державе (Даниил 7:26)a.
12 Следовательно, то, что Даниил видел, как Бог ‘воссел на престол’, означало, что Бог пришел вынести судебное решение. Ранее Давид пел: «Ты [Иегова] производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Псалом 9:5, 8). А Иоиль писал: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я [Иегова] воссяду, чтобы судить все народы» (Иоиль 3:12; сравни Исаия 16:5). И Иисус, и Павел попадали в такие судебные ситуации, когда человек садился, чтобы выслушать дело и вынести решениеb (Иоанна 19:12—16; Деяния 23:3; 25:6).
Положение Иисуса
13, 14. а) Какое заверение было у народа Бога в том, что Иисус должен стать Царем? б) Когда воссел Иисус на свой престол и кем он начал править с 33 года н. э.?
13 Иегова — и Царь, и Судья. Но что же можно сказать об Иисусе? Возвещая о его рождении, ангел сказал: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его... и Царству Его не будет конца» (Луки 1:32, 33). Иисус должен быть бессменным наследником царской власти, принадлежащей потомкам Давида (2 Царств 7:12—16). Он должен править с небес, потому что Давид говорил: «Сказал Иегова Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл крепости подает Тебе Иегова с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Псалом 109:1—4, перевод Г. П. Павского).
14 Когда это должно произойти? Когда Иисус был на земле, он не правил как Царь (Иоанна 18:33—37). В 33 году н. э. он умер, был воскрешен и вознесен на небеса. В Евреям 10:12 говорится: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». Какую власть получил Иисус? «[Бог] посадив [Иисуса] одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства... поставил Его выше всего, главою Церкви» (Ефесянам 1:20—22). В то время Иисус получил царскую власть над христианами, поэтому Павел мог написать, что Иегова ‘избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего’ (Колоссянам 1:13; 3:1).
15, 16. а) Почему мы говорим, что в 33 году н. э. Иисус не стал Царем Царства Бога? б) Когда Иисус начал править в Царстве Бога?
15 Однако в то время Иисус не действовал как Царь и Судья всех народов. Он сел рядом с Богом, ожидая времени, когда начнет действовать как Царь Царства Бога. Павел писал о нем: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: „седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих“?» (Евреям 1:13).
16 Свидетели Иеговы предоставили много доказательств того, что время ожидания Иисуса истекло в 1914 году, когда он стал правителем Царства Бога в невидимых небесах. В Откровении 11:15, 18 говорится: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». «И рассвирепели язычники [«народы», НМ]; и пришел гнев Твой». Да, во время Первой мировой войны народы рассвирепели друг на друга (Луки 21:24). Наблюдаемые с 1914 года войны, землетрясения, эпидемии, нехватка продовольствия и другие подобные события подтверждают, что Иисус правит сейчас в Царстве Бога и что близок конец этого мира (Матфея 24:3—14).
17. Какие важные вопросы мы выяснили к этому моменту?
17 Сделаем краткий обзор: можно сказать, что Бог сидит на престоле в качестве Царя, но в другом смысле он может воссесть на свой престол и для того, чтобы судить. В 33 году н. э. Иисус сел по правую руку от Бога, а сейчас Иисус — Царь Царства Бога. Но служит ли Иисус, правящий сейчас как Царь, еще и Судьей? И почему это должно волновать нас особенно в это время?
18. Откуда следует, что Иисус должен быть и Судьей?
18 Иегова, обладающий правом назначать судей, избрал Иисуса Судьей, который отвечает его требованиям. Иисус показал это, когда говорил о духовно оживающих людях: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоанна 5:22). Но судебные полномочия Иисуса распространяются гораздо дальше, потому что он — Судья живых и мертвых (Деяния 10:42; 2 Тимофею 4:1). Павел однажды заявил: «Он [Бог] назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31; Псалом 71:2—7).
19. Почему правильно говорить об Иисусе, как о садящемся в качестве Судьи?
19 Правы ли мы, делая заключение, что Иисус садится на престол славы именно в роли Судьи? Да. Иисус говорил апостолам: «Вы, последовавшие за Мною,— в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфея 19:28). Хотя сейчас Иисус — Царь Царства Бога, но, как отмечается в Матфея 19:28, среди его дальнейших дел будет и то, что он сядет на престол, чтобы судить во время Тысячелетнего Царства. Тогда он будет судить все человечество, праведных и неправедных (Деяния 24:15). Полезно помнить об этом во время рассмотрения одной из притчей Иисуса, которая касается нашего времени и нашей жизни.
О чем говорится в притче?
20, 21. О чем спросили Иисуса апостолы в отношении нашего времени и какой вопрос это у нас вызывает?
20 Незадолго до смерти Иисуса апостолы спросили его: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матфея 24:3). Иисус предсказал значительные события, которые должны произойти на земле, прежде чем «придет конец». Незадолго до конца народы «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матфея 24:14, 29, 30).
21 Но что будет с людьми из этих народов, когда Сын Человеческий придет в своей славе? Давайте узнаем об этом из притчи об овцах и козлах, которая начинается словами: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Матфея 25:31, 32).
22, 23. Из чего исходит, что исполнение притчи об овцах и козлах не началось в 1914 году?
22 Относится ли эта притча ко времени, когда Иисус в 1914 году воссел в царской власти, как мы долгое время понимали? Действительно, в Матфея 25:34 об Иисусе говорится как о Царе, значит, логично полагать, что притча находит свое исполнение с той поры, как в 1914 году Иисус стал Царем. Но какой суд начал он вершить вскоре после этого? Это не был суд над «всеми народами». Скорее, Иисус обратил внимание на тех, кто утверждал, что является «домом Божиим» (1 Петра 4:17). В согласии со словами из Малахии 3:1—3 Иисус как посланник Иеговы провел судебную проверку помазанных христиан, оставшихся на земле. Это было также время вынесения судебного приговора христианскому миру, который лживо заявлял, что является «домом Божиим»c (Откровение 17:1, 2; 18:4—8). И все же ничто не указывает, что в то время, или начиная с того времени, Иисус сел судить людей всех народов, окончательно разделяя их на овец и козлов.
23 Анализируя описанные в притче действия Иисуса, мы видим, что он в итоге судит все народы. Притча не показывает, что этот суд должен тянуться долгие годы, как если бы каждый человек, умирающий во время этих последних десятилетий, приговаривался к вечной смерти или оправдывался к вечной жизни. Видимо, большинство тех, кто умер в последние десятилетия, попали в общую могилу человечества (Откровение 6:8; 20:13). Но в притче отражается время, когда Иисус судит живущих тогда людей из «всех народов», которые стоят непосредственно перед тем, как будет приведено в исполнение вынесенное Иисусом судебное решение.
24. Когда исполнится притча об овцах и козлах?
24 Другими словами, притча говорит о будущем, о времени, когда Сын Человеческий придет в своей славе. Он сядет судить людей, которые будут жить в то время. Иисус будет судить на основании того, какими людьми они себя зарекомендовали. В то время будет четко установлено «различие между праведником и нечестивым» (Малахия 3:18). Реальное вынесение и исполнение судебного решения займет ограниченное время. Иисус будет выносить справедливые решения, основанные на том, каким является человек. (Смотри также 2 Коринфянам 5:10.)
25. Что описывают слова из Матфея 25:31, говоря о Сыне Человеческом, садящемся на престол своей славы?
25 Это, таким образом, означает, что упомянутое в Матфея 25:31 сообщение о том, что Иисус «сядет на престоле славы Своей» для суда, относится к будущему времени, когда этот могущественный Царь сядет, чтобы произнести и привести в исполнение судебное решение, вынесенное народам. Да, описание суда с участием Иисуса, представленное в Матфея 25:31—33, 46, сравнимо с описанием из 7-й главы книги Даниила, где правящий Царь, Ветхий днями, воссел, чтобы исполнить свою роль Судьи.
26. Какое новое объяснение получает притча?
26 Такое понимание притчи об овцах и козлах показывает, что вынесение судебного решения о том, кто является овцой, а кто — козлом, еще впереди. Оно произойдет после того, как разразится «великая скорбь», упомянутая в Матфея 24:29, 30, и Сын Человеческий «приидет... во славе Своей». (Сравни Марка 13:24—26.) Тогда, при завершении всей этой злой системы, Иисус будет вершить суд, выносить судебное решение и приводить его в исполнение (Иоанна 5:30; 2 Фессалоникийцам 1:7—10).
27. Что нам интересно узнать о последней притче Иисуса?
27 Эти рассуждения проясняют наше понимание времени исполнения притчи Иисуса, в которой говорится, когда будут судимы овцы и козлы. Но как это затрагивает нас, тех, кто ревностно проповедует благую весть о Царстве? (Матфея 24:14). Уменьшает ли это значение нашей деятельности или накладывает на нас еще бо́льшую ответственность? Давайте рассмотрим это в следующей статье.
[Сноски]
a Слово, переведенное в Даниила 7:10, 26 как «судьи», встречается также в Ездры 7:26 и в Даниила 4:34; 7:22.
b О том, что христиане привлекали друг друга к суду, Павел спросил: «Разве вы назначите [дословно «посадите ли вы»] судьями людей, которые не имеют никакого отношения к церкви?» (1 Коринфянам 6:4, СоП).
c Смотри опубликованную Обществом Сторожевой башни, Библий и трактатов книгу «Откровение — его грандиозный апогей близок!», страницы 56, 73, 235—245, 260 (англ.).
Помнишь ли ты?
◻ Почему Иегова является и Царем и Судьей?
◻ Какие два значения могут быть у выражения ‘воссесть на престол’?
◻ Что мы говорили раньше о времени исполнения слов из Матфея 25:31 и какое есть основание для исправленного понимания?
◻ Когда Сын Человеческий садится на свой престол, как показано в Матфея 25:31?
|