Примечательные мысли из книги Руфь
ВОЛНУЮЩАЯ история о двух преданных друг другу женщинах... Рассказ о
сердечной признательности Иегове Богу и твердой вере в его установления...
Повествование, говорящее о глубокой заинтересованности Иеговы в сохранении
родовой линии Мессии... Трогательное описание семейных радостей и горестей...
В книге Руфь есть все это и многое другое.
Книга Руфь охватывает 11 лет «тех дней, когда управляли судьи» в
Израиле (Руфь 1:1). Описанные здесь
события произошли, по всей видимости, в начале эпохи судей. Это следует из того,
что Вооз, землевладелец и один из участников тех событий, был сыном Раав, жившей
во дни Иисуса Навина (Иисус Навин
2:1, 2; Руфь 2:1; Матфея 1:5). Историю эту, вероятно,
записал пророк Самуил в 1090 году до н. э. Книга Руфь — единственная библейская
книга, названная по имени женщины-неизраильтянки. Повествование, которое в ней
содержится,— «живо и действенно» (Евреям 4:12).
«КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ, ТУДА И Я ПОЙДУ»
Придя в Вифлеем, Ноеминь и Руфь оказались в центре внимания. Глядя
на них, женщины в городе спрашивали: «Это Ноеминь?» Она отвечала: «Не называйте
меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне
великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми
руками» (Руфь 1:19—21).
Когда в Израиле начался голод, ее семья переселилась из Вифлеема в
моавитскую землю. Ноеминь вышла «с достатком» в том смысле, что у нее был муж и
двое сыновей. Однако через какое-то время ее муж, Елимелех, умер. Сыновья
женились на моавитянках по имени Орфа и Руфь. Прошло около десяти лет, и эти
сыновья умерли бездетными. Как и Ноеминь, Орфа и Руфь стали вдовами. Когда
Ноеминь решила возвратиться в Иуду, ее невестки пошли с ней. По дороге Ноеминь
стала убеждать их вернуться в моавитскую землю и найти мужей среди своего
народа. Орфа решила вернуться. Руфь же осталась, сказав: «Куда ты пойдешь, туда
и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим
народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь
1:16).
Две овдовевшие женщины, Ноеминь и Руфь, пришли в Вифлеем в начале
жатвы ячменя. Воспользовавшись возможностью, предоставляемой Законом Бога, Руфь
стала подбирать колосья на поле, которое, как оказалось, принадлежало
родственнику Елимелеха, пожилому еврею по имени Вооз. Он отнесся к ней
благосклонно, и она подбирала колосья на его поле, «доколе не кончилась жатва
ячменя и жатва пшеницы» (Руфь
2:23).
Ответы на библейские вопросы:
1:8 — Почему
Ноеминь хотела, чтобы ее невестки возвратились «каждая в дом матери своей», а не
в дом отца? Мы не знаем, был ли в
то время жив отец Орфы. А вот отец Руфи был жив (Руфь 2:11). Тем не менее Ноеминь
говорила о «доме матери», возможно, думая, что это напомнит им о материнском
тепле и ласке. Это также должно было их утешить и помочь им пережить расставание
с любимой свекровью. Слова Ноемини могут также навести на мысль, что матери Орфы
и Руфи, в отличие от Ноемини, жили в достатке.
1:13, 21 — Действительно ли
Иегова сделал жизнь Ноемини горькой и послал ей несчастье? Нет, и Ноеминь ни
в чем не обвиняла Бога. Однако, размышляя обо всем случившемся, она решила, что
Иегова обратился против нее. Рухнули ее надежды, и ей было очень горько. Более
того, в те времена плод чрева рассматривался как благословение от Бога,
бесплодие же считалось проклятием. Понятно, почему Ноеминь, похоронившая сыновей
и оставшаяся без внуков, думала, что Иегова унизил ее.
2:12 — Что
было «полной наградой», которую Руфь получила от Иеговы? У Руфи родился сын,
и она удостоилась чести занять место в самой важной родословной в истории —
родословной Иисуса Христа (Руфь
4:13—17; Матфея 1:5, 16).
1:8; 2:20. Несмотря на
постигшие Ноеминь беды, она выражала свою уверенность в милости, или любящей
доброте, Иеговы. Это хороший пример для нас, особенно во время тяжелых
испытаний.
1:9.
Дом — это не просто место, где члены семьи едят и спят. Он должен быть местом,
где им хорошо и приятно, где они «находят покой» (Тх).
1:14—16.
Орфа «возвратилась к народу своему и к своим богам», а Руфь нет. Она отказалась
от комфортной и спокойной жизни на родине, только бы остаться верной Иегове.
Если мы будем развивать преданную любовь к Богу и проявлять
дух самопожертвования, то это поможет нам не поддаться эгоистичным желаниям и не
«отступить себе на погибель» (Евреям
10:39).
2:2.
Руфь хотела воспользоваться тем, на что имели право бедные и пришельцы —
подбирать оставшиеся на поле колосья. В этом проявилось ее смирение.
Нуждающемуся христианину не нужно гордо отказываться от помощи, которую ему с
любовью предлагают соверующие или же предоставляет государство.
2:7.
Руфь «спросила разрешения... подбирать колосья» (СоП), несмотря на то,
что имела на это право (Левит
19:9, 10). Это говорит о ее кротости. Искать смиренномудрие, или кротость,—
мудро, ведь «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалом 36:11; Софония 2:3).
2:11.
Для Ноемини Руфь была не просто родственницей, а настоящим другом (Притчи 17:17). Их дружба была
крепкой, потому что основывалась на любви, верности, сопереживании, доброте,
самоотверженности. Но еще важнее то, что они были духовными людьми и хотели
служить Иегове и быть с его народом. Мы тоже
можем развивать крепкую дружбу с теми, кто верно служит Богу.
2:15—17.
Даже после того как Вооз облегчил работу Руфи, «подбирала она на поле до
вечера». Из этого видно, что она была труженицей. Христиане тоже должны иметь
репутацию усердных работников.
2:19—22.
Ноеминь и Руфь с удовольствием общались вечерами: старшая интересовалась делами
младшей, и обе делились своими мыслями и чувствами. Замечательный пример для
христианских семей!
НОЕМИНЬ ОБРЕТАЕТ «ДОСТАТОК»
Ноеминь слишком стара, чтобы рожать детей. Поэтому она рассказала
Руфи, как та, вступив в брак с ближайшим родственником покойного мужа Ноемини,
может родить для нее наследника. По совету Ноемини Руфь обращается с такой
просьбой к их родственнику Воозу. Он готов взять Руфь в жены, но есть более
близкий родственник, и сначала нужно спросить его.
Не теряя времени, Вооз начал действовать. Следующим утром он в
присутствии десяти старейшин Вифлеема спросил этого родственника, хочет он
воспользоваться своим правом выкупа или нет. Когда тот отказывается, это право
переходит к Воозу, и он женится на Руфи. У них рождается сын, Овид,— в будущем
дедушка царя Давида. Женщины в Вифлееме говорят Ноемини: «Благословен Господь...
[...] Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо его родила сноха
твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей» (Руфь 4:14, 15). Женщина, которая
возвратилась в Вифлеем «с пустыми руками», снова обрела «достаток» (Руфь 1:21).
Ответы на библейские вопросы:
3:11 —
Почему Руфь имела репутацию «женщины добродетельной»? Людей восхищало не
«внешнее плетение волос» и не «ношение золотых украшений или облачение в верхние
одежды». Им нравилось, каким «сокровенным человеком сердца» была Руфь, нравились
ее качества: преданность и любовь, смирение и кротость, усердие и
самоотверженный дух. Эти качества нужно развивать всем богобоязненным женщинам,
которые хотят иметь такую же репутацию, как у Руфи (1 Петра 3:3, 4; Притчи 31:28—31).
3:14 —
Почему Руфь и Вооз встали еще до рассвета? Они не совершили чего-то
аморального, и им нечего было скрывать. В поведении Руфи той ночью, по всей
видимости, не было ничего необычного: так поступали женщины, желавшие
воспользоваться правом выйти замуж за ближайшего родственника своего покойного мужа. Руфь
сделала так, как сказала ей Ноеминь. И то, как воспринял это Вооз, ясно
показывает, что в поведении Руфи он не видел ничего предосудительного (Руфь 3:2—13). Руфь и Вооз встали
рано, очевидно, потому, что не хотели давать повода для сплетен.
3:15 — Что
примечательного в том, что Вооз дал Руфи шесть мер ячменя? Возможно, это
указывало на то, что, подобно тому, как после шести дней работы шел день покоя,
для Руфи вскоре должен был наступить такой день. Вооз позаботился бы о том,
чтобы она обрела «покой» (Тх) в доме своего мужа (Руфь 1:9; 3:1). А возможно, шесть мер ячменя
составляли то количество, которое Руфь могла нести на голове. Согласно некоторым
источникам, шесть мер равнялись 44 литрам.
3:16 —
Почему Ноеминь «спросила: кто ты, дочь моя?» (Тх). Неужели она не узнала
Руфь, свою невестку? Вполне возможно, что и так, ведь когда Руфь вернулась,
было еще темно. Но, может быть, задавая этот вопрос, Ноеминь хотела выяснить,
согласился ли родственник жениться на Руфи и, следовательно, изменился ли ее
статус как женщины.
4:6 —
В каком смысле родственник, воспользуйся он правом выкупа, мог
«расстроить» свой удел? Если обедневший продал свой удел, то его
родственник, чтобы выкупить поле, должен был за него заплатить. Цена
определялась количеством лет, оставшихся до юбилейного года (Левит 25:25—27). Следовательно, он бы
лишился какой-то части своего имущества. Кроме того, если бы у Руфи родился сын,
то выкупленное поле унаследовал бы он, а не кто-то из теперешних ближайших
родственников выкупающего.
3:18.
Ноеминь доверяла Воозу. Нам тоже нужно доверять верным братьям и сестрам. Руфь
была готова выйти замуж за родственника покойного мужа Ноемини — человека,
которого даже не знала. Его имя не упоминается в Библии (Руфь 4:1). Что дало ей такую
решимость? Уверенность в Божьих установлениях. Есть ли у нас такая уверенность?
Например, если мы ищем спутника жизни, прислушиваемся ли мы к совету вступать в
брак «только в Господе»? (1 Коринфянам
7:39).
4:13—16.
Какой же огромной чести удостоилась Руфь, несмотря на то, что была моавитянкой и
когда-то поклонялась богу Хамосу! Мы видим, как действует принцип, согласно
которому «это зависит не от желающего и не от бегущего, а от Бога милосердного»
(Римлянам 9:16).
«Чтобы он возвысил вас в свое время»
Книга Руфь очень
хорошо показывает, какой Иегова добрый и любящий Бог и как он поддерживает своих
верных служителей (2 Паралипоменон
16:9). Размышление о том, как была благословлена Руфь, помогает понять,
почему важно полностью доверять Богу, нисколько не сомневаясь в том, «что он
есть и что он вознаграждает тех, кто настойчиво ищет его» (Евреям 11:6).
Руфь, Ноеминь и Вооз имели твердую уверенность в установлениях
Иеговы, и это принесло им огромные благословения. Мы знаем, что «Бог делает все
свои дела так, чтобы они содействовали благу любящих Бога — тех, кто призван
согласно его намерению» (Римлянам
8:28). Давайте же будем внимать словам апостола Петра: «Смиритесь под
могучую руку Бога, чтобы он возвысил вас в свое время, и все свои беспокойства
возложите на него, потому что он заботится о вас» (1 Петра 5:6, 7).
Вы знаете, почему Руфь не оставила Ноеминь?
Почему Руфь имела репутацию «женщины добродетельной»?
Что было «полной наградой», которую Руфь получила от
Иеговы?
|