Примечательные мысли из книги Левит
С ТОГО времени
как израильтяне были освобождены из египетского рабства, не прошло и года.
Организованные в новый народ, израильтяне находятся сейчас на пути в землю
Ханаан. По замыслу Иеговы там должен жить святой народ. Однако образ жизни и
религиозные обычаи хананеев свидетельствуют о крайнем нечестии этого народа.
Поэтому истинный Бог дает собранию израильтян указания, выполнение которых
отделят их для служения ему. Эти указания изложены в библейской книге Левит,
которая была написана пророком Моисеем в Синайской пустыне, очевидно, в 1512
году до н. э. Повествование книги охватывает не больше одного лунного месяца (Исход 40:17; Числа 1:1—3). Иегова неоднократно
побуждает своих служителей хранить святость (Левит 11:44; 19:2; 20:7, 26).
Современные Свидетели Иеговы не находятся под Законом, который Бог
передал через Моисея. Тот Закон был отменен со смертью Иисуса Христа (Римлянам 6:14; Эфесянам 2:11—16). Однако указания,
изложенные в книге Левит, могут многому научить нас в отношении поклонения
нашему Богу, Иегове.
СВЯТЫЕ ПРИНОШЕНИЯ: ДОБРОВОЛЬНЫЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
Одни приношения и жертвы, о которых говорится в Законе, были
добровольными, другие — обязательными. Всесожжение, например, было добровольной
жертвой, которая приносилась Богу целиком. Подобно этому Иисус Христос
добровольно отдал всего себя в качестве искупительной жертвы. Добровольная
мирная жертва делилась на части. Одну часть сжигали на жертвеннике Богу, две
другие ели священник и приносящий жертву. Это напоминает то, что происходит во
время Вечери воспоминания смерти Христа, когда помазанные христиане принимают от
символов (1 Коринфянам
10:16—22).
Жертва за грех и жертва повинности были обязательными приношениями.
Жертва за грех приносилась Богу в качестве искупления за ненамеренные грехи.
Жертва повинности приносилась за нарушение чьего-либо права, а также могла
восстановить в определенных правах раскаивающегося грешника. Эта жертва могла
выполнять сразу обе названные функции. Признанием щедрости Иеговы служили
хлебные приношения. Все это представляет для нас интерес, потому что жертвы,
которые требовались по завету Закона, указывали на Иисуса Христа и его жертву, а
также на благословения, ставшие возможными благодаря этой жертве (Евреям 8:3—6; 9:9—14; 10:5—10).
Ответы на библейские вопросы:
2:11, 12 —
Почему израильтяне не должны были сжигать в жертву Иегове мед? В этом случае
речь не могла идти о пчелином меде. Хотя «мед», о котором идет речь, не разрешалось сжигать в
качестве жертвы, он входил в «начатки... произведений полевых» (2 Паралипоменон 31:5). Очевидно, слово
«мед» здесь означает фруктовый сок, или сироп. Так как он может бродить, его
нельзя было приносить в качестве жертвы, возлагаемой на жертвенник.
2:13 — Почему
нужно было приносить соль «при всяком приношении»? Это делалось не для того,
чтобы улучшить вкус жертвы. Во всем мире соль используется как консервант.
Скорее всего, ее приносили с жертвой потому, что она символизирует
неиспорченность и устойчивость к гниению.
3:17.
Израильтянам запрещалось есть тук, который считался лучшей и самой ценной
частью. Этот запрет, очевидно, помогал народу ясно понять, что лучшее
принадлежит Иегове (Бытие 45:18).
Это напоминает нам о том, что нам следует отдавать Иегове все самое лучшее (Притчи 3:9, 10; Колоссянам 3:23, 24).
7:26, 27.
Израильтянам запрещалось есть кровь. С точки зрения Бога, кровь представляет
жизнь. В Левите 17:11 записано:
«Душа [жизнь] тела в крови». Требование воздерживаться от крови остается
действительным для современных истинных служителей Бога (Деяния 15:28, 29).
ВВОДИТСЯ СВЯТОЕ СВЯЩЕНСТВО
Кому поручалось заботиться обо всем, что было связано с
жертвоприношениями? Эти обязанности были возложены на священников. Следуя
повелению Бога, Моисей провел церемонию посвящения, сделав Аарона
первосвященником, а его четырех сыновей священниками. Церемония, очевидно,
продолжалась 7 дней. После этого священники приступили к выполнению своих
обязанностей.
Ответы на библейские вопросы:
9:9 — Зачем
нужно было выливать кровь к подножию жертвенника и «возлагать» ее на различные
предметы? Это показывало, что для Иеговы кровь — это средство очищения. Вся
процедура очищения была основана на крови. «По Закону почти все очищается
кровью,— писал апостол Павел,— и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22).
10:1, 2
— В чем, вероятно, состоял грех Надава и Авиуда, сыновей Аарона? Вскоре
после того как священники Надав и Авиуд позволили себе сделать то, что не
входило в их обязанности, Иегова запретил всем священникам употреблять вино и
крепкие напитки во время служения при скинии (Левит 10:9). Из этого можно
заключить, что во время описываемого события эти два сына Аарона, вероятно,
находились в состоянии опьянения. Однако умерщвлены они были прежде всего
потому, что «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел
им».
10:1, 2.
Современные служители Иеговы, на которых возложены обязанности в христианском
собрании, должны подчиняться Божьим требованиям. Более того, выполняя свои
обязанности, они не должны проявлять самонадеянность.
10:9.
Нам не следует браться за выполнение обязанностей, которые возлагает на нас Бог,
если мы находимся под действием алкоголя.
СВЯТОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ТРЕБУЕТ
ЧИСТОТЫ
Указания, касающиеся того, каких животных считать чистыми или
нечистыми для употребления в пищу, приносили израильтянам двойную пользу. Они
защищали их от болезнетворных организмов, а также подчеркивали различие между
ними и окружавшими их народами. Другие указания касались случаев осквернения от
мертвого тела; очищения женщины после родов; порядка действий при проказе;
нечистоты, связанной с выделениями из половых органов мужчин и женщин.
Обязанность заботиться о тех, кто становился нечистым, лежала на
священниках.
Ответы на библейские вопросы:
12:2, 5 — Почему в результате
родов женщина становилась «нечистой»? Органы размножения были созданы для
того, чтобы давать начало совершенной человеческой жизни. Однако из-за
последствий унаследованного греха потомство получало несовершенную и грешную
жизнь. Временное состояние «нечистоты», вызванное деторождением, а также
менструацией или излиянием семени, напоминало израильтянам об унаследованной
грешности (Левит 15:16—24; Псалом 50:7; Римлянам 5:12). Требования,
связанные с процедурой очищения, помогали израильтянам осознать, что они
нуждались в искупительной жертве, которая могла бы устранить последствия греха и
вернуть человечество к совершенству. Таким образом, Закон стал для них
«воспитателем, ведущим к Христу» (Галатам 3:24).
15:16—18 —
Что такое «излияние семени», о котором говорится в этих стихах? Здесь речь,
очевидно, идет о ночных поллюциях, а также о половых отношениях в
браке.
11:45.
Иегова Бог свят, и он требует святости от тех, кто приносит ему священное
служение. Они должны стремиться к святости и оставаться чистыми физически и
духовно (2 Коринфянам 7:1; 1 Петра 1:15, 16).
12:8.
Иегова разрешал тем, кто был беден, приносить в качестве жертвы птиц, а не
агнца, который был дороже. Он с пониманием относится к тем, кто беден.
ТРЕБОВАНИЕ ХРАНИТЬ СВЯТОСТЬ
Главные жертвы за грех приносились во время ежегодного дня очищения.
За священников и колено Левия приносился телец, за несвященнические колена
Израиля — козел. Еще одного козла отпускали в пустыню, после того как священник
объявлял над ним грехи народа. Оба козла составляли одну жертву за грех. Это
указывало на то, что Иисус Христос будет принесен в жертву и что он также
«унесет» грехи.
Указания в отношении различных вопросов — например, употребления в
пищу мяса — подчеркивают то, что, служа Иегове, нам
необходимо сохранять святость. Это требовалось от священников. Три ежегодных
празднования были временем для великой радости и для благодарения Создателя.
Иегова также дал своему народу указания, касавшиеся непочтительного отношения к
Божьему святому имени, соблюдения субботы и юбилея, а также обхождения с бедными
и с рабами. Благословения, которые принесет с собой покорность Богу,
противопоставляются проклятиям, которые испытают непокорные. Также излагаются
указания в отношении приношений, связанных с обетами и оценкой; указания в
отношении первенцев из скота, а также платы десятины как «святыни
Господней».
Ответы на библейские вопросы:
16:29 — В
каком смысле израильтяне должны были «смирять [свои] души»? Это действие,
совершавшееся в день очищения, было связано с просьбой о прощении грехов.
Соблюдавшийся в это время пост, очевидно, показывал, что народ признает свое
грешное состояние. Поэтому в этом стихе, скорее всего, речь идет о
посте.
19:27 — Что
означает требование «не стричь головы... кругом [«не стричь коротко виски»,
НМ], и не портить края бороды»? Судя по всему, этот закон был дан
евреям для того, чтобы они не стригли бороду и волосы так, как это делали
язычники (Иеремия 9:25, 26; 25:23; 49:32). Однако это не означало, что
евреям вообще не разрешалось стричь бороду и волосы на лице (2 Царств 19:24).
25:35—37 —
Всегда ли было неправильным для израильтян давать деньги в рост? Если кто-то
брал деньги в долг для коммерческих нужд, то заимодавец мог дать деньги под
проценты. Однако по Закону запрещалось брать проценты в тех случаях, когда
деньги одалживались нуждающимся, для того чтобы облегчить их положение.
Наживаться за счет ближнего, оказавшегося в стесненных экономических
обстоятельствах, было неправильным (Исход 22:25).
26:19 —
Каким образом небо может стать как железо и земля как медь? Из-за отсутствия
дождя небо над землей Ханаан становилось похожим на твердое и непроницаемое
железо. Иссушенная земля приобретала ярко-медный оттенок.
26:26 — В
каком смысле «десять женщин будут печь хлеб... в одной печи»? Чтобы
приготовить всю необходимую выпечку, каждой женщине обычно была нужна отдельная
печь. Приведенный стих показывает, что из-за сильной нехватки продуктов питания
десяти женщинам достаточно будет лишь одной печи. Таким было одно из
предсказанных последствий того, что народ не хранил святость.
20:9. В
глазах Иеговы ненависть и злость равносильны убийству. Поэтому за ненависть к
родителям предусматривалось такое же наказание, как за их убийство. Не должно ли
это побуждать нас проявлять любовь к соверующим? (1 Иоанна 3:14, 15).
Как книга Левит влияет на наше поклонение Богу
Свидетели Иеговы сегодня не находятся под Законом (Галатам 3:23—25). Однако записанное в
книге Левит может влиять на наше поклонение Богу, потому что позволяет лучше
понять мнение Иеговы по различным вопросам.
Когда вы будете читать Библию, готовясь каждую неделю к Школе
теократического служения, на вас, без сомнения, произведет впечатление то, что
наш Бог требует от своих служителей святости. Эта книга Библии может также
побудить вас отдавать Всевышнему все самое лучшее, всегда храня святость к его
славе.
Жертвы, приносимые по Закону, указывали на Иисуса Христа и его
жертву.
Праздник опресноков был временем великой радости.
Ежегодные празднования, такие, как праздник кущей, были временем для
выражения благодарности Иегове.
|