Примечательные мысли из Четвертой книги царств
ЧЕТВЕРТАЯ книга царств служит продолжением Третьей книги царств. В ней повествуется о 29 царях — 12 царях северного царства Израиль и 17 царях южного царства Иуда. В Четвертой книге царств также рассказывается о делах пророков Елисея, Илии и Исаии. Хотя и не в строгой хронологической последовательности, в ней описываются события вплоть до времени опустошения Самарии и Иерусалима. Четвертая книга царств охватывает период в 340 лет — с 920 года до н. э. по 580 год до н. э., когда пророк Иеремия закончил писать эту книгу.
Чем примечательна Четвертая книга царств для нас? Что мы узнаём из нее об Иегове и его обращении с людьми? Какие уроки мы можем извлечь, размышляя о поведении царей, пророков и других людей, упомянутых в книге? Давайте рассмотрим, чему мы можем научиться из Четвертой книги царств.
НА СМЕНУ ИЛИИ ПРИХОДИТ ЕЛИСЕЙ
Израильский царь Охозия заболел после того, как упал. Он узнаёт от пророка Илии, что умрет. После смерти Охозии престол занимает его брат Иорам. В это время в Иуде царствует Иосафат. Илия возносится в вихре на небо, и его помощник, Елисей, становится пророком вместо него. За 60 лет своего служения пророком Елисей совершает много чудес. (Смотрите рамку «Чудеса Елисея».)
Когда моавитский царь восстает против Израиля, Иорам, Иосафат и едомский царь пошли сразиться с ним. Иегова даровал им победу, потому что Иосафат был предан ему. Позднее сирийский царь готовится неожиданно напасть на Израиль, но Елисей расстраивает его планы. Сирийский царь в гневе посылает «коней и колесницы и много войска», чтобы взять Елисея в плен (4 Царств 6:14). Елисей совершает два чуда и отправляет сириян обратно с миром. Через какое-то время сирийский царь Венадад осаждает Самарию. Это приводит к большому голоду, но Елисей пророчествует об окончании голода.
Спустя какое-то время Елисей отправляется в Дамаск. Царь Венадад заболел и посылает Азаила вопросить Елисея, излечится ли он от болезни. Елисей предсказывает, что царь умрет и что Азаил будет править вместо него. На следующий день Азаил душит царя влажным одеялом и берет власть в свои руки (4 Царств 8:15). В Иуде царем становится сын Иосафата Иорам, и ему на смену приходит его сын Охозия. (Смотрите рамку «Цари Иуды и Израиля».)
Ответы на библейские вопросы:
2:9 (ПАМ) — Почему Елисей попросил «двойную часть» духа Илии? Чтобы служить пророком Израиля, Елисею был необходим такой же смелый и бесстрашный дух, какой проявлял Илия. Понимая это, Елисей попросил двойную часть духа Илии. Илия назначил Елисея своим преемником, и тот сопровождал его в служении в течение шести лет. Поэтому Елисей считал Илию своим духовным отцом. В духовном отношении Елисей был для Илии как первенец (3 Царств 19:19—21; 4 Царств 2:12). Поскольку буквальный первенец получал двойную часть наследства своего отца, Елисей попросил и получил двойную часть духовного наследия Илии.
2:11 — На какое «небо» «понесся Илия в вихре»? Это не было ни отдаленное место во Вселенной, ни место в духовной сфере, где обитают Бог и ангелы (Второзаконие 4:19; Псалом 10:4; Матфея 6:9; 18:10). «Небо», на которое понесся Илия, было атмосферой Земли (Псалом 77:26; Матфея 6:26). Очевидно, огненная колесница, промчавшись по ней, перенесла Илию в другую часть Земли, где он еще жил какое-то время. Годы спустя Илия написал письмо Иораму, царю Иуды (2 Паралипоменон 21:1, 12—15).
5:15, 16 — Почему Елисей не принял дар Неемана? Елисей отказался принять дар, так как осознавал, что исцелил Неемана не своей силой, а силой Иеговы. Для него было немыслимым получить какую-либо выгоду из своего положения служителя Бога. Те, кто в наше время верно служат Иегове, не ищут материальной пользы от своей деятельности. Они поступают в согласии с призывом Иисуса: «Даром получили, даром давайте» (Матфея 10:8).
5:18, 19 — Просил ли Нееман прощения за то, что ему пришлось участвовать в религиозном обряде? Сирийский царь был, очевидно, стар и слаб и ему было необходимо опираться на Неемана. Когда царь нагнулся, чтобы поклониться богу Риммону, Нееману пришлось сделать то же. Однако Нееман нагнулся лишь для того, чтобы поддержать тело царя, а не с целью поклонения. Нееман просил Иегову о прощении за действия, которые ему пришлось совершить по долгу службы. Поверив Нееману, Елисей сказал ему: «Иди с миром».
1:13, 14. Наблюдательность и смирение могут спасти жизнь.
2:2, 4, 6. Несмотря на то, что Елисей сопровождал Илию в течение шести лет, он не хотел расставаться с ним. Какой замечательный пример преданности и дружбы! (Притчи 18:24).
2:23, 24. Главной причиной насмешек над Елисеем, по-видимому, было то, что дети увидели одежды Илии на каком-то плешивом человеке. Они понимали, что Елисей — представитель Иеговы, и хотели, чтобы он ушел подальше от них. Они сказали ему: «Иди», что могло означать: «Иди в Вефиль» или «Вознесись так же, как Илия». Очевидно, в поведении детей отражалось враждебное отношение их родителей. Как важно, чтобы родители учили своих детей уважать представителей Бога!
3:22. Отражение утреннего солнца создало впечатление, что это была не вода, а кровь, возможно потому, что почва в свежевырытых канавах содержала красную глину. Иегова может воспользоваться природными явлениями для достижения своих целей.
4:8—11. Понимая, что Елисей «человек Божий», женщина из Сонама оказывала ему гостеприимство. Не должны ли мы делать то же по отношению к верным служителям Иеговы?
5:3. Маленькая израильтянка верила в способность Бога творить чудеса. У нее также была смелость говорить о своей вере. Стараетесь ли вы, дети, укреплять свою веру в Божьи обещания и проявлять мужество, чтобы делиться истиной со своими учителями и соучениками?
5:9—19. Не показывает ли этот случай, что гордый человек может научиться смирению? (1 Петра 5:5).
5:20—27. Как дорого приходится платить за ложь. Размышление о том, какой душевной болью и трагедией может обернуться двойная жизнь, поможет нам избежать такого пути.
ИЗРАИЛЬ И ИУДА ПОПАДАЮТ В ПЛЕН
Ииуя назначают царем над Израилем. Не теряя времени, он исполняет повеление поразить дом Ахава. Ииуй, проявив находчивость, «истребил... Ваала» с израильской земли (4 Царств 10:28). Мать Охозии, Гофолия, узнав о том, что Ииуй убил ее сына, истребляет всех потомков царства Иуда и незаконно занимает престол (4 Царств 11:1). Спасается лишь маленький сын Охозии Иоас, его скрывают в течение шести лет, а потом назначается царем Иуды. Иоас, наставляемый священником Иодаем, продолжает делать то, что угодно в глазах Иеговы.
После Ииуя все цари, правившие Израилем, делают неугодное в глазах Иеговы. Елисей умирает своей смертью во время правления внука Ииуя. Ахаз — четвертый царь Иуды, занявший престол после Иоаса,— «не делал угодного в очах Господа» (4 Царств 16:1, 2). Однако его сын Езекия, ставший царем, «прилепился» к Иегове (4 Царств 17:20; 18:6). В 740 году до н. э., когда Иудой правил Езекия, а Израилем — Осия, ассирийский царь Салманассар захватил Самарию и переселил израильтян в Ассирию (4 Царств 17:6). Позже на территорию Израиля переселили иноземцев, и так появилась религия самаритян.
Из семи царей, правивших в Иуде после Езекии, только Иосия предпринимает шаги, чтобы освободить страну от ложного поклонения. В 607 году до н. э. вавилоняне захватили Иерусалим и выселили иудеев из их земли (4 Царств 25:21).
Ответы на библейские вопросы:
13:20, 21 — Служит ли это чудо основанием для почитания мощей? Нет, не служит. В Библии не говорится, что кости Елисея когда-либо почитались как святые. Это чудо стало возможным благодаря Божьей силе, как и все чудеса, совершенные Елисеем при жизни.
15:1—6 — Почему Иегова поразил Азарию (Озию) проказой? «Когда он [Озия] сделался силен, возгордилось сердце его... и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». Когда священники «воспротивились Озии» и велели ему выйти из святилища, он разгневался на них и был поражен проказой (2 Паралипоменон 26:16—20).
18:19—21, 25 — Заключил ли Езекия союз с Египтом? Нет. Обвинение Рабсака было ложным, как и его утверждение, что он исполнял волю Иеговы. Царь Езекия оставался верным Иегове и полагался только на него.
9:7, 26. Суровый приговор, вынесенный дому Ахава, показывает, что ложное поклонение и пролитие невинной крови отвратительны для Иеговы.
9:20 (СоП). Ииуй был известен своей стремительной ездой на колеснице, и это свидетельствовало о его ревностном отношении к исполнению доверенных ему заданий. Известен ли ты как ревностный проповедник Царства? (2 Тимофею 4:2).
9:36, 37; 10:17; 13:18, 19, 25; 14:25; 19:20, 32—36; 20:16, 17; 24:13. Мы можем быть уверены, что слово, которое исходит из уст Иеговы, всегда совершает то, для чего оно послано (Исаия 55:10, 11).
10:15. Как Ионадав всем сердцем принял приглашение Ииуя подняться к нему в колесницу, так и «великое множество» охотно поддерживает Иисуса Христа, современного Ииуя, а также его помазанных последователей (Откровение 7:9).
10:30, 31. Хотя Ииуй был небезупречным, Иегова оценил все его добрые дела. Действительно, «не неправеден Бог, чтобы забыть труд» наш (Евреям 6:10).
13:14—19. Так как внук Ииуя, Иоас, не проявил усердия и только три раза ударил стрелами по земле, он не добился большого успеха в борьбе с сириянами. Иегова ожидает, чтобы мы выполняли его задания ревностно и от души.
24:3, 4. Учитывая вину Манассии в пролитии крови, Иегова «не захотел простить» Иуду. Бог не попустительствует пролитию невинной крови. Мы можем быть уверены, что Иегова отмстит за невинную кровь уничтожением тех, кто виновен в ее пролитии (Псалом 36:9—11; 144:20).
В Четвертой книге царств Иегова предстает Исполнителем обещаний. Пленение жителей двух царств, сначала Израиля, а затем Иуды, ярко показывает, как исполнились пророческие слова о наказании, записанные во Второзаконии 28:15—29:28. В Четвертой книге царств рассказывается о Елисее — пророке, ревностном защитнике имени Иеговы и истинного поклонения, а также о Езекии и Иосии — кротких царях, чтущих Закон Бога.
Размышляя над умонастроением и действиями царей, пророков и других людей, о которых повествует эта библейская книга, мы извлекаем ценные уроки в отношении того, к чему стремиться и чего избегать (Римлянам 15:4; 1 Коринфянам 10:11). Да, «слово Бога живо и действенно» (Евреям 4:12).
[Рамка/Иллюстрация на странице 10]
[Таблица/Иллюстрации на странице 12]
Саул/Давид/Соломон: 1117/1077/1037 до н. э.*
ЦАРСТВО ИУДА ДАТА (до н. э.) ЦАРСТВО ИЗРАИЛЬ
Ровоам ․․․․․․ 997 ․․․․․․ Иеровоам
․․ 976/975/952 ․․ Надав/Вааса/Ила
․․ 951/951/951 ․․ Замврий/Амврий/Фамний
Иосафат ․․․․․․ 937 ․․․․․․
․․․․ 920/917 ․․․․ Охозия/Иорам
(Гофолия) ․․․․․․ 905 ․․․․․․ Ииуй
․․․․ 876/859 ․․․․ Иоахаз/Иоас
․․․․․․ 844 ․․․․․․ Иеровоам II
Азария (Озия) ․․․․․․ 829 ․․․․․․
․․ 803/791/791 ․․ Захария/Селлум/Менаим
․․․․ 780/778 ․․․․ Факия/Факей
Иоафам/Ахаз ․․․․ 777/762 ․․․․
․․․․․․ 740 ․․․․․․ Захват Самарии
Манассия/Амон/Иосия ․․ 716/661/659 ․․
Иоахаз/Иоаким ․․․․ 628/628 ․․․
Иехония/Седекия ․․․․ 618/617 ․․․
Разрушение Иерусалима ․․․․․․ 607 ․․․․․․
Некоторые даты — приблизительный год начала правления.
Нееман смирился и был исцелен силой Иеговы
Что произошло с Илией, когда он вознесся в вихре на небо?