Примечательные мысли из Первой книги царств
ШЕЛ 1117 год до нашей эры. Три века миновали с тех пор, как Иисус Навин окончил завоевание Обетованной земли. К пророку Иеговы приходят с необычной просьбой старейшины Израиля. Выслушав их, пророк обращается к Богу в молитве. Иегова уступает их просьбе. Так в истории Израиля кончается эпоха судей и начинается эра царей. О том, что происходило в тот переломный момент, повествуется в Библии, в Первой книге царств.
Книга охватывает период в 102 года — с 1180 по 1078 год до н. э. В ее написании участвовали Самуил, Нафан и Гад (1 Паралипоменон 29:29). Это история о четырех вождях Израиля. Двое были судьями, двое — царями. Двое повиновались Иегове, двое — нет. Мы знакомимся с двумя замечательными женщинами и с доблестным и великодушным воином. Настрой и дела всех этих людей служат ценным уроком для нас — чему стоит подражать, а чего сторониться. Поэтому Первая книга царств может влиять на то, как мы мыслим и живем (Евреям 4:12).
САМУИЛ СТАНОВИТСЯ СУДЬЕЙ ПОСЛЕ ИЛИЯ
Настает праздник собирания плодов. У Анны, которая живет в Раме, повод для большой радости*. Иегова ответил на ее молитвы, и у нее родился сын. Чтобы исполнить свой обет, Анна отдает своего сына Самуила на служение в доме Иеговы. Там мальчик остается «служить Господу при Илии священнике» (1 Царств 1:24; 2:11). Когда Самуил еще совсем юн, Иегова обращается к нему и объявляет суд дому Илия. Самуил становится старше и весь израильский народ признает в нем пророка Иеговы.
Проходит время, и филистимляне идут войной на Израиль. Они захватывают священный ковчег и убивают обоих сыновей Илия. Услышав об этом, престарелый Илий умирает. Он прослужил судьей Израиля сорок лет (1 Царств 4:18). Захват ковчега оборачивается для филистимлян бедой, и они возвращают его израильтянам. Теперь судьей в Израиле служит Самуил, и в стране наступает мир.
Ответы на библейские вопросы:
2:10 — Почему Анна молилась, чтобы Иегова дал «крепость царю Своему», хотя в то время у израильтян не было царя из людей? В Моисеевом законе было предсказано, что у израильтян будет царь из людей (Второзаконие 17:14—18). На смертном одре Иаков предрек: «Не отойдет скипетр [символ царской власти] от Иуды» (Бытие 49:10). Кроме того, о Сарре, прародительнице израильтян, Иегова сказал: «Цари народов произойдут от нее» (Бытие 17:16). Таким образом, Анна молилась о будущем царе.
3:3 — Действительно ли Самуил спал в Святом святых? Нет. Самуил был левитом из несвященнической семьи сыновей Каафовых (1 Паралипоменон 6:33—38). Поэтому ему не разрешалось «подходить смотреть святыню» (Числа 4:17—20). Единственным доступным для него святилищем был двор скинии. Так что спать он должен был там. Илий, скорее всего, тоже спал где-то во дворе. Выражение «где ковчег Божий», скорее всего, обозначает место, где находилась скиния.
7:7—9, 17 — Почему Самуил вознес всесожжение в Массифе и установил жертвенник в Раме, если по Закону жертвы следовало приносить только там, где повелел Иегова? (Второзаконие 12:4—7, 13, 14; Иисус Навин 22:19). После того как священный ковчег вынесли из скинии в Силоме, видимых признаков присутствия Иеговы там уже не было. Поэтому Самуил как Божий представитель вознес всесожжение в Массифе и установил жертвенник в Раме. Похоже, Иегова одобрил это.
1:11, 12, 21—23; 2:19. Молитвенный настрой Анны, ее смирение, признательность за доброту Иеговы и крепкое материнское чувство служат примером для всех богобоязненных женщин.
1:8. Какой прекрасный пример нам подал Елкана, поддержав близкого человека добрым словом! (Иов 16:5). Когда Анна была в печали, он, не осуждая, спросил ее: «Отчего скорбит сердце твое?» Это побудило ее поделиться своими чувствами. Елкана заверил ее в своей любви, сказав: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?»
2:26; 3:5—8, 15, 19. Верно исполняя порученное Богом дело, принимая духовное обучение, стараясь быть вежливыми и почтительными, мы тоже обретем «благоволение у Господа и у людей».
4:3, 4, 10. Даже такая святыня, как ковчег завета, не может служить талисманом. Нам нужно «хранить себя от идолов» (1 Иоанна 5:21).
ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ — УСПЕХ ИЛИ НЕУДАЧА?
Всю свою жизнь Самуил верно служит Иегове, но его сыновья не ходят путями Иеговы. Когда старейшины Израиля просят себе царя из людей, Иегова соглашается. Следуя руководству Иеговы, Самуил помазывает в цари Саула, статного вениамитянина. Поразив аммонитян, Саул завоевывает уважение в Израиле и укрепляет свой престол.
Доблестный воин, сын Саула, Ионафан, разбивает отряд филистимлян. Огромная филистимская армия наступает на Израиль. Саул в панике. Он своевольно возносит всесожжение. Ионафан только со своим оруженосцем смело нападает на сторожевую заставу филистимлян. Но его победа омрачается из-за опрометчивой клятвы отца. Саул «воюет со всеми окрестными врагами своими» (1 Царств 14:47). Но поразив амаликитян, он нарушает повеление Иеговы и щадит «заклятое» (Левит 27:28, 29). В конце концов Иегова отвергает его как царя.
Ответы на библейские вопросы:
9:9 — Что означает выражение «тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем»? Вероятно, это означает, что во времена Самуила и в эпоху израильских царей роль пророков приобрела бо́льшую значимость. Слово «прозорливец» постепенно заменилось словом «пророк». Самуил считается первым пророком в Израиле (Деяния 3:24).
14:24—32, 44, 45 — Потерял ли Ионафан благосклонность Бога, когда ел мед, нарушая тем самым клятву Саула? Похоже, что из-за этого Ионафан не навлек на себя гнев Бога. Прежде всего, он не знал о клятве своего отца. Кроме того, сама клятва, данная Саулом из ложного рвения или из неверного понимания царской власти, была только во вред народу. Разве Иегова мог одобрить такую клятву? Хотя Ионафан уже был готов понести наказание за клятвопреступление, он был помилован.
15:6 — Почему кинеяне удостоились особого расположения Саула? Кинеяне (кенеяне) произошли от сыновей тестя Моисея. Они помогли израильтянам, когда те отправились в путь от горы Синай (Числа 10:29—32). Некоторое время кинеяне жили «с сынами иудиными» в Ханаане (Судей 1:16). Хотя позже кинеяне жили среди амаликитян и других народов, они остались в хороших отношениях с Израилем. Поэтому Саул пощадил их.
9:21; 10:22, 27. Вначале скромность и смирение удерживали Саула от опрометчивых поступков, когда «негодные люди» не признавали его царем. Какую же надежную защиту от неразумных поступков дают эти богоугодные качества!
12:20, 21. Никогда не полагайтесь на ничтожное. Не возлагайте свое упование на людей, идолов, военную мощь государств. Не дайте всему этому отвести вас от служения Иегове.
12:24. Чтобы сохранить благоговейный страх перед Иеговой и служить ему от всего сердца, нужно «видеть, какие великие дела Он сделал» для своего народа в древности и в наше время.
ЦАРЕМ ИЗБИРАЕТСЯ ПАСТУШОК
Самуил помазывает на царство Давида из колена Иуды. Спустя какое-то время Давид поражает могучего филистимского воина Голиафа одним единственным камнем, выпущенным из пращи. Между Давидом и Ионафаном завязывается дружба. Саул назначает Давида военачальником. Давид одерживает множество побед, и израильтянки поют: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1 Царств 18:7). Полный зависти, Саул хочет убить Давида. После трех неудавшихся попыток Давид убегает и скрывается.
В годы изгнания Давид дважды щадит жизнь Саула. Он встречает красивую Авигею, которая впоследствии становится его женой. Когда филистимляне наступают на Израиль, Саул вопрошает Иегову, но Иегова оставил его. Самуил умер, и Саул в отчаянии обращается к волшебнице, но узнает лишь то, что в битве с филистимлянами его ждет смерть. В бою гибнут его сыновья, а сам он получает тяжелое ранение. Повествование завершается тем, что Саул умирает в немилости Иеговы. В это время Давид по-прежнему в изгнании.
Ответы на библейские вопросы:
16:14 — Какой «злой дух» «возмущал» Саула? Злой дух, лишивший Саула душевного покоя,— это плохой настрой его ума и сердца, или внутреннее побуждение делать зло. Когда Иегова отнял у Саула святой дух, который давал ему защиту, над Саулом возобладал собственный злой настрой. Иегова допустил, чтобы плохой дух действовал в Сауле, вот почему этот дух назван «злым духом от Господа».
17:55—58 — Учитывая то, что сказано в 1 Царств 16:17—23, почему Саул спросил, чьим сыном был Давид? Саул не просто спрашивал, как зовут его отца. Скорее всего, он хотел знать, что за человек — отец юноши, совершившего великий подвиг и поразившего огромного Голиафа.
16:6, 7. Вместо того чтобы поспешно судить о людях по внешнему виду, нам надо стараться смотреть на них глазами Иеговы.
17:47—50. Нам незачем страшиться враждебности и преследований со стороны современных голиафов, поскольку наша духовная война — «это война Господа».
21:12, 13. Иегова хочет, чтобы в борьбе с трудностями мы использовали свой ум и способности. А его Слово дает нам проницательность, знание и рассудительность (Притчи 1:4). Еще у нас есть помощь назначенных христианских старейшин.
24:6; 26:11. Давид подает превосходный пример уважительного отношения к помазанникам Иеговы.
25:23—33. Авигея проявляет образцовое благоразумие.
28:8—19. Злые духи могут выдавать себя за умерших, чтобы обманывать людей и вредить им. Нам следует избегать всякого спиритизма (Второзаконие 18:10—12).
30:23, 24. Это решение, основанное на Числах 31:27, показывает, что Иегова ценит тех, кто даже в самом малом поддерживает собрание. Что бы мы ни делали, давайте «делать это от всей души, как для Иеговы, а не для людей» (Колоссянам 3:23).
Какой главный урок мы можем для себя извлечь, читая об Илии, Самуиле, Сауле и Давиде? «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1 Царств 15:22, 23). Это непреложная истина.
Какая же честь — участвовать в проповеди о Царстве и помогать людям становиться учениками Христа! Принося Иегове «жертву уст наших», мы должны изо всех сил стараться следовать его руководству, которое он дает через свое Слово и свою организацию на земле (Осия 14:3; Евреям 13:15).
Географическое положение мест, упомянутых в 1 Царств, можно увидеть на страницах 18—19 брошюры «Посмотрите на „добрую землю“», изданной Свидетелями Иеговы.
Первый царь Израиля из скромного и смиренного человека превратился в гордого и самонадеянного монарха
В чем мы можем быть уверены, когда сталкиваемся с враждебностью современных голиафов?
|