Точка зрения Библии
Быть честолюбивым. Хорошо это или плохо?
В СТАТЬЕ «Этическая дилемма», опубликованной одним религиозным объединением, спрашивалось: «Что плохого в славе, богатстве или власти?» Приводились слова Бога к Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Бытие 12:2).
Хотя в той статье и отмечалось, что «неправильно, если чье-то честолюбие вредит другим», в ней цитировались слова одного известного раввина, жившего в I веке н. э., который сказал: «Если я не буду отстаивать свои интересы, то кто это сделает за меня?» В заключении он отметил: «Если мы не реализовываем себя полностью, никто другой за нас это не сделает». Мешает ли честолюбие служить Богу? Как можно полностью себя реализовать? Правильно ли добиваться своего? Что по этому поводу говорится в Библии?
Был ли Авраам честолюбивым?
Об Аврааме в Библии говорится как о человеке выдающейся веры (Евреям 11:8, 17). Обещая произвести от него великий народ и возвеличить его имя, Бог не подталкивал Авраама к честолюбивым стремлениям. Бог высказал намерение благословить через Авраама все народы, что было превыше любых человеческих амбиций (Галатам 3:14).
Движимый преданностью Богу, Авраам оставил благоустроенную, обеспеченную жизнь в Уре (Бытие 11:31). Позднее ради сохранения мира Авраам не воспользовался своей властью и положением, чтобы выбрать самый лучший участок земли, но предоставил эту возможность своему племяннику Лоту (Бытие 13:8, 9). Нигде в Библии не указывается на то, что Авраам был честолюбивым человеком. Напротив, за его веру, послушание и смирение Бог назвал Авраама своим «другом» (Исаия 41:8).
Иное отношение к высокому положению, славе и власти
Честолюбие определяется как «жажда известности, почестей, стремление к почетному положению». У жившего в древности царя Соломона была власть, высокое положение и, кроме того, огромное богатство (Екклесиаст 2:3—9). Интересно, что вначале у него не было страстного желания достичь всего этого. Когда Соломон унаследовал царство, Бог предложил ему просить у Него то, чего он желает. Соломон смиренно попросил о послушном сердце и рассудительности, чтобы успешно править народом Бога (3 Царств 3:5—9). Позднее, описав, какое огромное богатство и власть он получил, Соломон делает вывод, что все это — «суета и томление духа» (Екклесиаст 2:11).
Упоминает ли где-нибудь Соломон о необходимости полностью себя реализовывать? В некотором смысле да. Исследовав многое в жизни, он приходит к заключению: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Екклесиаст 12:13). Люди полностью реализовывают себя не тем, что достигают высокого положения, богатства, известности и власти, а тем, что исполняют волю Бога.
«Славе предшествует смирение»
В том, чтобы в разумной мере любить себя, ничего предосудительного, конечно, нет. В Библии нам заповедуется любить своих ближних так же, как мы любим самих себя (Матфея 22:39). Желать себе благополучия и счастья совершенно естественно. Но помимо этого Писание поощряет нас усердно трудиться, быть смиренными и скромными (Притчи 15:33; Екклесиаст 3:13; Михея 6:8). Честные, надеждые и трудолюбивые люди, как правило, ценятся, они востребованы и пользуются уважением. Несомненно, так поступать гораздо лучше, чем пытаться хитростью добиться своего или стремиться к видному положению, соперничая с другими.
Иисус предостерег своих слушателей от стремления занять «самое почетное место» на свадебном пире. Он посоветовал занять «самое низкое место» и подождать, пока хозяин не предложит «пересесть выше». Приведя этот наглядный пример, Иисус ясно выразил принцип: «Всякий возвышающий себя будет смирен, а смиряющий себя будет возвышен» (Луки 14:7—11).
Истинные христиане избегают честолюбия
Библия показывает, что чрезмерное честолюбие, или тщеславие, свойственно людям ввиду их несовершенства (Иакова 4:5, 6). Когда-то апостол Иоанн также был честолюбивым. У него было такое сильное желание занять видное положение, что вместе со своим братом он, ничуть не смущаясь, попросил Иисуса предоставить им самые почетные места в Царстве (Марка 10:37). Позднее Иоанн стал думать иначе. В своем третьем письме он строго порицал Диотрефа, который «любил первенствовать» (3 Иоанна 9, 10). Сегодня христиане слушаются слов Иисуса и поступают смиренно, следуя примеру пожилого апостола Иоанна, научившегося подавлять свои честолюбивые наклонности.
Однако в жизни чьи-то таланты, способности, добрые дела и усердие в работе сами по себе не являются гарантией успеха. Бывает, люди замечают чьи-то достоинства, а бывает, и нет (Притчи 22:29; Екклесиаст 10:7). Порой власть оказывается в руках не самых способных руководителей. В этом несовершенном мире высокое положение и власть не всегда достаются самым одаренным.
Для истинных христиан вопрос честолюбия не представляет собой этической дилеммы. Их воспитанная на Библии совесть удерживает их от преследования эгоистичных целей. Они стремятся делать все возможное для прославления Бога, уповая на то, что он благословит их старания (1 Коринфянам 10:31). Христиане в полной мере реализуют себя тем, что боятся Бога и соблюдают его заповеди.
Поощрял ли Бог Авраама к честолюбивым стремлениям?
|