Распространенные обычаи: разумная точка зрения
«СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ В КАКУЮ-ТО
ЭПОХУ И В КАКИХ-ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ОКРУЖАЮЩИЕ СОЧТУТ СОВЕРШЕННО НЕПРИЕМЛЕМЫМ, В
ТО ВРЕМЯ КАК В ДРУГУЮ ЭПОХУ И В ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ — ЕДИНСТВЕННО
ПРАВИЛЬНЫМ».
ТАК высказался об изменчивости человеческого восприятия ирландский
историк Уильям Леки. То же самое вполне можно сказать о менявшихся на протяжении
веков нравах и традициях общества. В самом деле, многие обычаи, без которых
когда-то было трудно представить себе жизнь, впоследствии стали считаться
предосудительными. И это не удивительно, поскольку, как писал апостол Павел,
«положение дел в этом мире меняется» (1 Коринфянам
7:31, НМ).
Да, человеческое общество постоянно меняется. Как правило, эти
изменения затрагивают также взгляды людей и их нравы. Христианам следует быть
«не от мира», то есть оставаться в стороне от общества тех, кто отчужден от
Бога. В то же время Библия показывает, что христиане остаются «в мире», и не
призывает их к отшельничеству. Поэтому им надо разумно относиться к общепринятым
обычаям (Иоанна 17:11, 14—16; 2 Петра 2:20; 2 Коринфянам 6:14—17; Ефесянам 4:17—19).
Что представляют собой обычаи?
Обычаи — это установившийся порядок поведения в определенных
условиях, в какой-то среде. Некоторые из них — например правила хорошего тона за
столом,— по всей видимости, изначально были призваны регулировать поведение
людей в обществе, помогая им обходиться друг с другом вежливо и
предупредительно. Правила приличия такого рода играют роль смазки, уменьшающей
трение между людьми.
Обычаи во многом связаны с религией. Среди них немало таких, которые
восходят к древним суевериям и небиблейским религиозным представлениям.
Например, обычай дарить цветы тому, кто потерял кого-то из близких, вероятно,
был порожден одним из суеверий*. Или взять, к примеру, голубой цвет,
который часто связывают с младенцами мужского пола. Считалось, что он отпугивает
злых духов. Женщины красили брови и ресницы, чтобы уберечься от сглаза, а губную
помаду использовали в качестве защиты от
демонов: чтобы они не проникли через рот и не завладели человеком. Даже такой
безобидный обычай, как прикрывание рта рукой во время зевания, возможно,
изначально был связан с верой в то, что через открытый рот душа может покинуть
тело. Однако со временем подобные обычаи и традиции утратили свой прежний смысл
и существуют сегодня независимо от религии.
О чем христианину следует подумать
Когда
христианин стоит перед выбором: соблюдать или не соблюдать какой-либо обычай,
главное, что следует учесть,— это точка зрения Бога, выраженная в Библии. В
прошлом Бог осуждал определенные обычаи, которые, вероятно, были распространены
среди некоторых народов. К ним относятся, например, принесение в жертву детей,
употребление крови в неправильных целях, а также неприемлемые сексуальные
действия (Левит 17:13, 14; 18:1—30; Второзаконие 18:10). И сегодня есть
немало обычаев, которые совершенно не согласуются с библейскими принципами. В их
число входят не соответствующие Писанию традиции, связанные с религиозными
праздниками, такими, как Рождество и церковная Пасха, а также основанные на
суеверных представлениях обычаи, которые относятся к области
спиритизма.
А как следует относиться к обычаям сомнительного происхождения,
которые со временем превратились просто в общепринятые нормы поведения? К
примеру, многие из широко распространенных свадебных обрядов — в том числе обмен
кольцами и приготовление особого свадебного торта,— вероятно, уходят корнями в
язычество. Означает ли это, что христианам недопустимо их соблюдать? Нужно ли
служителям Бога дотошно исследовать каждый принятый в обществе обычай, пытаясь
определить, не имел ли он в какое-то время или в какой-то местности некоего
противоречащего Библии значения?
Как сказал Павел, «где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам 3:17; Иакова 1:25). Бог желает, чтобы мы
использовали эту свободу не для удовлетворения своих эгоистичных стремлений, а
для развития способности отличать правильное от неправильного (1 Петра 2:16; Галатам 5:13; Евреям 5:14). Поэтому в тех
случаях, когда речь не идет о явном нарушении библейских принципов, Свидетели
Иеговы не устанавливают жестких правил. Каждому христианину нужно все тщательно
взвесить и самому принять решение.
Означает ли это, что можно со спокойной совестью соблюдать любой
обычай, если он напрямую не нарушает тот или иной библейский принцип? Вовсе нет
(Галатам 5:13). Павел показал,
что христианину важно искать не только своей пользы, «но пользы многих». Ему
нужно «все делать в славу Божию» и не становиться ни для кого камнем
преткновения (1 Коринфянам
10:31—33). Поэтому тому, кто стремится угождать Богу, стоит задуматься над
следующими вопросами: что для других означает этот обычай? Связан ли он в
сознании людей с чем-то предосудительным? Если я стану его соблюдать, не будет
ли это означать, что я поддерживаю какие-либо неугодные Богу действия или
представления? (1 Коринфянам
9:19, 23; 10:23, 24).
Хотя в общепринятых обычаях, как правило, нет ничего плохого,
некоторые из них в определенных местностях, возможно, соблюдаются таким образом,
что это противоречит библейским принципам. Например, бывают случаи, когда
дарение цветов приобретает особое значение, которое не согласуется с учениями
Библии. На что же тогда христианину нужно обратить внимание в первую очередь? В
некоторых случаях, возможно, стоит разобраться в происхождении того или иного
обычая. Но иногда христианину важнее подумать, какой смысл люди вкладывают в
этот обычай сегодня в той местности, где он живет. Если в какое-то время
года или при определенных обстоятельствах данному обычаю придают особое
значение, которое отражает противоречащие Библии взгляды, христианам, возможно,
было бы разумнее в этих случаях его не соблюдать.
Павел молился о том, чтобы служители Бога развивали в себе любовь
«вместе с точным знанием и полным разумением». Христиане, «удостоверяясь в более
важном», придерживаются разумной точки зрения на распространенные обычаи, чтобы
оставаться «беспорочными, и не становиться для других преткновением» (Филиппийцам 1:9, 10, НМ).
Тогда их «благоразумие... [становится] известно всем людям» (Филиппийцам
4:5, НМ).
По мнению некоторых антропологов, букеты цветов иногда приносили в
дар усопшим, чтобы те не тревожили живых.
[Иллюстрации на странице
26]
Некоторые древние обычаи — например, обычай прикрывать рукой рот во
время зевания или дарить цветы тому, кто потерял кого-то из близких,— утратили
свой первоначальный смысл.
|