Можно ли кремировать умерших?
Некоторые полагают, что кремация, то есть сжигание тела умершего в
особой печи, бесчестит как само тело, так и память о покойном. Они рассуждают:
раз кремация пришла из язычества, значит, она неприемлема для верующего. Другие
же считают, что в этом нет ничего плохого. А что думаете вы?
В БИБЛЕЙСКИЕ времена умерших обычно хоронили. Например, Авраам
похоронил свою жену, Сарру, в пещере. А тело Иисуса Христа положили в склепе,
высеченном в скале (Бытие 23:9; Матфея 27:60). Указывает ли Библия
на то, что тело умершего можно только хоронить? Означает ли это, что в древности
служители Бога были против кремации?
Признак Божьего неодобрения?
На первый взгляд может показаться, что Библия многократно указывает
на кремацию как на признак Божьего неблаговоления к покойному. Например, по
Закону, который Бог дал израильскому народу, если дочь священника занималась
проституцией, ее нужно было предать смерти, а тело сжечь (Левит 20:10; 21:9). Подобным образом, когда
из-за непослушания Ахана и его семьи израильтяне потерпели поражение при Гае,
соплеменники побили их камнями, а потом «сожгли их всех огнем» (Иисус Навин 7:25). По мнению
некоторых библеистов, такова была участь тех, кто вызвал гнев Бога. Сожжение тел
грешников лишало их достойного погребения.
В дальнейшем, когда царь Иосия стал
очищать Иуду от идолопоклонства, он разрушил гробницы священников Ваала, а их
кости сжег на их же алтарях (2 Летопись 34:4, 5). Указывают ли
эти примеры на то, что кремация — это признак Божьего неодобрения? Из следующего
библейского эпизода видно, что это не так.
Когда филистимляне поразили царя Саула, они надругались над его
телом и телами его троих сыновей, повесив их на стене Беф-Сана. Однако жители
Иавис-Галаада, узнав об этом, сняли их, сожгли тела, а оставшиеся кости
похоронили (1 Самуила 31:2, 8—13). Может показаться, что это
лишний раз подтверждает отрицательное отношение Библии к кремации. В конце
концов, Саул ведь был нечестивцем, который преследовал Давида, помазанника
Иеговы, и умер, лишенный Божьего благоволения.
Однако заметьте, кто еще умер вместе с Саулом. Одним из тех, чьи
останки сожгли, был Ионафан. Он был хорошим человеком, а также близким другом и
соратником Давида. Вот как о нем отозвались израильтяне: «Он действовал с Богом»
(1 Самуила 14:45). Когда Давид
узнал о том, что сделали жители Иавис-Галаада, он их поблагодарил: «Пусть Иегова
благословит вас, за то что вы проявили любящую доброту к вашему господину
Саулу». Итак, Давид спокойно отнесся к тому, что тела Саула и Ионафана были
сожжены (2 Самуила
2:4—6).
Не препятствие для воскрешения
В Библии открыто говорится, что Бог Иегова вернет к жизни многих
уснувших смертным сном (Экклезиаст
9:5, 10; Иоанна 5:28, 29). О том времени,
когда мертвые будут возвращаться к жизни, в пророческой библейской книге
Откровение, или Апокалипсис, сказано: «Море отдало мертвых, бывших в нем, и
смерть, и гадес отдали мертвых, бывших в них» (Откровение 20:13). Чтобы воскресить
умерших, для Всемогущего Бога не важно, осталось ли тело на дне моря, было ли
похоронено, сожжено, съедено хищниками или же было полностью испепелено в момент
ядерного взрыва.
В Библии нет конкретных указаний о том, что делать с телом
покойного. Иегова не осуждает кремацию. Главное, чтобы похороны проходили
достойно и уважительно.
Единственное, что может повлиять на решение о том, как поступить с
телом, это взгляд на похоронные обычаи в той или иной местности. Те, кто
придерживается Библии, стараются не оскорблять чувств окружающих. С другой
стороны, было бы неправильно идти на поводу у лжерелигиозных учений, например о
бессмертии души. Но так или иначе, решение о том, как поступить с телом,
остается за самим человеком или же за членами его семьи.
▪ Кто из верных
служителей Бога, согласно Библии, был кремирован? (1 Самуила 31:2, 12).
▪ Какие есть доказательства тому, что кремация сама по себе не
лишает человека надежды на воскресение? (Откровение 20:13).
В Библии нет конкретных указаний о том, что делать с телом
покойного
|